НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Материалы

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПОРТНОЙ ПОЛИТИКИ

 

Журнал «НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»  [СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF]
ТОМ 14, ВЫПУСК 5, 2024

Рубрика: АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Коды JEL: Q17, Q18
DOI: 10.35679/2226-0226-2024-14-5-828-836
   
Для цитирования:

Кульчикова Ж. Т. Факторы формирования государственной экспортной политики // Научное обозрение: теория и практика. 2024. Т. 14. Вып. 5 (105). С. 828-836. DOI: 10.35679/2226-0226-2024-14-5-828-836

   
Авторы: 

Кульчикова Жанна Тельмановна, д-р экон. наук, член кафедры «Экономика», Костанайского филиала ФГБОУ ВО «Челябинский государ-ственный университет»: Республика Казахстан, 110007, г. Костанай, ул. Бородина, д. 168а.

 

Тел.: 8 (777) 114-78-92
E-mail: kulchikova@mail.ru

   
Реферат: 

Одним из важнейших стратегических направлений государства является рост объема сельскохозяйственной продукции и продовольствия и формирование национальной экспортной политики. В настоящее время развитие экспортной деятельности в аграрном секторе экономики становится одним из условий повышения уровня устойчивости и стабильности его экономического роста. Это связано с тем, что продовольствие во всем мире – это показатель благополучия вне зависимости от нации. Продовольствие становится практически основным стратегическим продуктом. Оно, не взирая на социально-экономическое развитие государства, становится эффективным средством противостояния между странами. Следует отметить, что основную роль на мировом рынке продовольствия и сельскохозяйственного сырья играют экономически развитые страны, которые решают продовольственную проблему в своих интересах. При этом, несмотря на большой аграрный потенциал конкурентные преимущества государства проявляются, как правило, на сырьевом рынке агропродовольственной продукции, что становится одним из главных препятствий на пути развития экспорта сельскохозяйственной продукции любого государства. Кроме того, низкий уровень конкурентоспособности сельскохозяйственного сырья снижает эффективность его экспортных поставок. Высокий уровень конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия можно быть достигнут как за счет стимулирования экспорта, так и за счет технико-технологической модернизации агропромышленной продукции. Необходимо также развивать экспортную инфраструктуру, задача которой заключается в продвижении отечественной продукции на внешний рынок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Увеличить производство высококонкурентной, качественной продукции, предназначенной для экспорта, возможно только при наличии эффективной национальной экспортной политики, которая должна базироваться на факторах, влияющих на стратегические направления экспорта агропродовольственной продукции.

   
Ключевые слова:

внешние и внутренние факторы, геополитические факторы, количественные и качественные показатели, конъюнктура мирового рынка, макроэкономические факторы, экспорт, экспортная пошлина

   
Список литературы:

1. Алтухов А. И. Основные принципы формирования российской экспортной политики в аграрной сфере экономики // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. – 2021. – № 7. – С. 95-104.

2. Алтухов А. И. Особенности развития инфраструктуры зернового экспорта и организационно-экономического механизма // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2020. – № 11. – С. 2-10.
3. Алтухов А. И. Парадигма продовольственной безопасности России: монография. – М.: Фонд «Кадровый резерв», 2019. – С. 361, 521-524.
4. Алтухов А. И. Принципы экспортной политики и их реализация в современных условиях // Экономика сельского хозяйства России». – 2021. – № 6. – С. 2-10.
5. Алтухов А. И. Развитию российского экспорта зерна необходима экспортная политика // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. – 2021. – № 5 (74). – С. 29-40.
6. Алтухов А. И., Рахманов А. М. Инфраструктурное и логистическое обеспечение экспортных поставок российского зерна: состояние и перспективы развития // Экономика сельского хозяйства России. – 2022. – № 5. – С. 62-71.
7. Кислова Ю. Е. Оценка влияния факторов внешней среды на экспортную стратегию предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. – 2002. – №1. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.cfin.ru/press/management/2002-1/04.shtml (дата обращения 08.05.2024).
8. Кульчикова Ж. Т. Развитие рынка зерна в Северном Казахстане (теория, методология, практика) / Ж. Т. Кульчикова. – М.: ООО «НИПКЦ Восход-А», 2010. – 260 с.
9. Методические рекомендации по диверсификации экспорта и импорта продукции АПК, обеспечивающие оптимизацию внешней торговли / В. Г. Гусаков [и др.]. – Минск: Ин-т систем. исслед. в АПК НАН Беларуси, 2014. – 63 с.
10. Развитие экспортной инфраструктуры продукции АПК: монография / А. И. Алтухов, А. Г. Папцов, И. Г. Ушачев [и др.]. – М.: ООО «Сам полиграфист», 2022. – 460 с.
11. Экспортная политика в АПК: институты и механизмы развития: монография / А. И. Алтухов, А. Г. Папцов, И. Г. Ушачев [и др.]. – М.: ООО «Сам полиграфист», 2022. – 412 с.
12. Экспорт продукции АПК России: тенденции и развитие: монография / А. Г. Папцов, А. И. Алтухов, И. Г. Ушачев [и др.]. – М.: ООО «Сам полиграфист», 2020. – 256 с.
13. Altukhov A. I., Semkin A. G., Bykov V. G., Piatinskiy A. S. Strategic Areas of Distribution and Specialization in Terms of Development of the Management of Agricultural Production // Telegram Conference on Future Pro-fessions in the Digital Economy: Development Prospects and Social Consequence, 2020, Moscow, 3 December 2020 - 4 December 2020, 260019, Lecture Notes in Networks and Systems, 2021. – Т. 198. - C. 805-815.
14. Johanson, Jan; Vahlne, Jan-Erik. The Internationalization Process of the Firm – A Model of Knowledge Development and Increasing Foreign Market Commitments // Journal of International Business Studies, 1977, No. 8 (1), pp. 23-32.

   
English version:

FACTORS FOR FORMING STATE EXPORT POLICY

 

Kulchikova Zhanna Telmanovna, Dr. of Econ. Sci., Member of the Depart. of Economics, Kostanay branch of the Chelyabinsk State University, Kostanay, Kazakhstan.

 

Keywords: external and internal factors, geopolitical factors, quantitative and qualitative indicators, global market conditions, macroeconomic factors, exports, export duty.

 

Abstract. One of the most important strategic directions of the state is the growth of the volume of agricultural products and food and the formation of a national export policy. Currently, the development of export activities in the agricultural sector of the economy is becoming one of the conditions for increasing the level of sustainability and stability of its economic growth. This is due to the fact that food around the world is an indicator of wellbeing, regardless of nation. Food is becoming practically the main strategic product. It, regardless of the socio-economic development of the state, becomes an effective means of confrontation between countries. It should be noted that the main role in the world market for food and agricultural raw materials is played by economically developed countries, which solve the food problem in their own interests. At the same time, despite the great agrarian potential, the competitive advantages of the state are manifested, as a rule, in the raw materials market of agri-food products, which becomes one of the main obstacles to the development of exports of agricultural products of any state. In addition, the low level of competitiveness of agricultural raw materials reduces the efficiency of their export supplies. A high level of competitiveness of agricultural products, raw materials and food can be achieved both by stimulating exports and through technical and technological modernization of agroindustrial products. It is also necessary to develop an export infrastructure, the task of which is to promote domestic products to the foreign market of agricultural products, raw materials and food. It is possible to increase the production of highly competitive, high-quality products intended for export only if there is an effective national export policy, which should be based on factors influencing the strategic directions of export of agri-food products.

   
 For citation:

Kulchikova, Zh.T. (2024) Factors for forming state export policy. Nauсnoe obozrenie: teoria i praktika [Scientific Review: Theory and Practice], vol. 14, iss. 5 (105), pp. 828-836 (in Russian) DOI: 10.35679/2226-0226-2024-14-5-828-836 

 

К содержанию»