НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Материалы

ЗНАЧИМОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В ОБНОВЛЕННОЙ РОССИИ

 

Журнал «НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»  [СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF]
ТОМ 14, ВЫПУСК 5, 2024

Рубрика: ЭКОНОМИКА И ОБРАЗОВАНИЕ
   
DOI: 10.35679/2226-0226-2024-14-5-975-987
   
Для цитирования:

Колесов В. И., Архиповская Е. П. Значимость профессиональной компетентности педагога в обновленной России // Научное обозрение: теория и практика. 2024. Т. 14. Вып. 5 (105). С. 975-987. DOI: 10.35679/2226-0226-2024-14-5-975-987

   
Авторы: 

Колесов Владимир Иванович, д-р пед. наук, канд. экон. наук, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, профессор межфакультетской кафедры «Гуманитарные и естественнонаучные дисциплины», Лужский институт (филиал) ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина»: Россия, 188230, Ленинградская обл., г. Луга, пр. Володарского, 52А.
Архиповская Елена Петровна, прикреплённое лицо ФГБНУ «Институт стратегии развития образования»; зам. декана факультета Лужского института (филиал) ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина»: Россия, 188230, Ленинградская обл., г. Луга, пр. Володарского, 52А.

 

Тел.: (968) 190-98-70
E-mail: vi_kolesov@mail.ru

   
Реферат: 

В статье авторами рассматривается роль профессионально компетентного учителя в интеллектуальном и духовно-нравственном развитии молодого поколения XXI века в условиях реформирования отечественной системы образования. Повышение уровня профессиональной подготовки педагогов в дискурсе основных положений компетентностного подхода – один из нормативов осуществляемых реформ в области высшего образования. Одним из факторов, обеспечивающих эффективность труда учителя, является его профессиональная компетентность как способность к самореализации в творческой и инновационной педагогической деятельности на основе интеллектуальных компетенций, владения современными образовательными технологиями, наличия системы необходимых личностных качеств к организации целостного образовательного процесса. Рассмотрены понятия «компетенция», «компетентность», «профессиональная компетентность педагога», «профессиональная деятельность педагога» и другие. Автор предполагает, что профессиональная компетентность должна иметь четкую структуру, определяющую ее содержание. Но в данное время нет определенной структуры профессиональной компетентности. Различные авторы – исследователи профессиональной компетентности предлагают разные варианты, которые приводятся в статье. Рассмотрены ключевые компетентности, основные компетенции, относящиеся как к самому человеку как к личности, субъекту деятельности, общения, так и относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы, деятельности человека. Изучение различных мнений, представленных исследователями природы компетентности, по определению сущности понятия «профессиональная компетентность» дает возможность представить ее как интеграцию знаний, опыта и профессионально значимых личностных качеств педагога.

   
Ключевые слова:

модернизация образования, качество образования, педагогический процесс, компетентностный подход, компетенции, компетентность, педагогическая деятельность, мастерство учителя

   
Список литературы:

1. Азаров Д. П. Мастерство воспитателя. – М., 1971. – С. 164.

2. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) / Под ред. В. И. Байденко. – М., 2006. – 210 с.
3. Засобина Г. А. и др. Практикум по педагогике: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ / Г. А. Засобина, И. В. Савин; под ред. Н. В. Савина. – М.: Просвещение, 1986. – 111 с.
4. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. – М., 2004. – 381 с.
5. Кухарев И. В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 159. – (Мастерство учителя; идеи, советы, предложения). – 159 с.
6. Макаренко А. С. Пед. соч.: в 8 т. Т. 4 / А. С. Макаренко. – М., 1985. – 236 с.
7. Морева Н. А. Технологии профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. А. Морева. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский дом «Академия», 2008. – 432 с.
8. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – Российская АН.; Российский фонд культуры; – 3-е изд., стереотипное испр. и доп. – М.: АЗЪ, 1995. – 928 с.
9. Подласый И. П. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. / И. П. Подласый. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.: ил.
10. Пряжникова Е. Ю. Профориентация: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 496 с.
11. Романова Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиографы / Е. С. Романова. – 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. – 464 с.: ил.
12. Смирнов А. С. Философия. Культура. Образование / А. С. Смирнов. –Новосибирск, 1990. – 185 с.
13. Станкин М. И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения / М. И. Станкин. – М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1998.-368 с.
14. Степанова В. Е. В пространстве Мышления и Деятельности (Саморазвитие педагогического коллектива) / В. Е. Степанова. – Якутск: Изд-во ИПКРО, 2007. – 164 с.
15. Тарасова Т. И. Экологическое образование младших школьников во внеклассной работе: Учеб. пос. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / Т. И. Тарасова, П. Т. Калашникова – Борисоглебск, 2002. – 186 с.
16. Турчинов А. И. Профессионализация и кадровая политика теории и практики / А. И. Турчинов. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. – 272 с.
17. Ушаков Д. И. Толковый словарь русского языка: в 4 т. Т.1 ∕ Под ред. Д. И. Ушакова. – М., 1935. – 284 с.
18. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64.
19. Хуторской А. В. Общепредметное содержание образовательных стандартов / А. В. Хуторской. – М., 2002.
20. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. – 12 декабря. http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm
21. Шишов С. Е. Мониторинг качества образования в школе / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 354 с.

   
English version:

THE IMPORTANCE OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER IN A RENEWED RUSSIA

 

Kolesov Vladimir Ivanovich, Dr. of Ped. Sci., Cand. of Econ. Sci., Honored Worker of the Higher School of the Russian Federation, Prof. of the Interfaculty Depart. of Humanities and Natural Sciences, Luga Institute (branch) of the Leningrad State University named after A.S. Pushkin, Luga, Russia.
Arkhipovskaya Elena Petrovna, attached person of Institute for Strategy of Education Development; Deputy Dean of the Faculty of the Luga Institute (branch) of the Leningrad State University named after A.S. Pushkin, Luga, Russia.

 

Keywords: modernization of education, quality of education, pedagogical process, competence approach, competencies, competence, pedagogical activity, teacher skills.

 

Abstract. In the article, the authors consider the role of a professionally competent teacher in the intellectual and spiritual and moral development of the young generation of the XXI century in the context of reforming the national education system. Improving the level of professional training of teachers in the discourse of the main provisions of the competence approach is one of the standards of ongoing reforms in the field of higher education. One of the factors ensuring the effectiveness of a teacher's work is his professional competence as the ability to self-actualize in creative and innovative pedagogical activities based on intellectual competencies, possession of modern educational technologies, and the presence of a system of necessary personal qualities for the organization of an integrated educational process. The concepts of "competence", "competence", "professional competence of a teacher", "professional activity of a teacher" and others are considered. The author suggests that professional competence should have a clear structure defining its content. But at the moment there is no definite structure of professional competence. Different authors, researchers of professional competence, offer different options. The variants of scientists – researchers of professional competence are given. The key competencies, the main competencies related both to the person himself as a person, a subject of activity, communication, and related to the social interaction of a person and the social sphere, human activity are considered. The study of various opinions presented by researchers on the nature of competence, according to the definition of the essence of the concept of "professional competence" makes it possible to present it as an integration of knowledge, experience and professionally significant personal qualities of a teacher.

   
 For citation:

Kolesov, V.I., Arkhipovskaya, E.P. (2024) The importance of professional competence of a teacher in a renewed Russia. Nauсnoe obozrenie: teoria i praktika [Scientific Review: Theory and Practice], vol. 14, iss. 5 (105), pp. 975-987 (in Russian) DOI: 10.35679/2226-0226-2024-14-5-975-987 

 

К содержанию»