| Рубрика: | ИННОВАЦИОННАЯ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
| Коды JEL: | O31, O32, D47 |
| DOI: | 10.35679/2226-0226-2024-14-12-2201-2217 |
| Для цитирования: |
Котванов М. В. Роли цифровых платформ в процессе трансформации рынков под влиянием цифровых технологий // Научное обозрение: теория и практика. 2024. Т. 14. Вып. 12 (112). С. 2201-2217. DOI: 10.35679/2226-0226-2024-14-12-2201-2217 |
| Авторы: |
Котванов Михаил Викторович, канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры «Экономика и эконометрика», ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет»: Россия, 656049, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина, 61.
Тел.: (913) 241-06-13 |
| Реферат: |
Предметом работы являются основные функциональные роли, реализуемые цифровыми платформами в экономической системе. В статье описываются основные функции электронных площадок, такие как самостоятельный рынок, посредник, барьер для альтернативных рынков, самостоятельный агент. Детально анализируется ситуация на крупнейших маркетплейсах России, определяются ключевые показатели уровня развития конкуренции. В целом уровень конкуренции внутри цифровых платформ чрезвычайно высок, что оценено с помощью показателя Хирфендаля-Хиршмана. На основе изучения посреднических договоров различных цифровых платформ делается вывод о различной степени их влияния на контракт с продавцами товаров. Выяснено, что на жесткость договорной позиции маркетплейса как посредника влияет состояние конкурентной позиции цифровой платформы среди других маркетплейсов. Для демонстрации посреднической сущности маркетплейсов применяется анализ бизнес-процессов предприятий. Выявлено, что внедрение цифровых платформ, главным образом, усложняет обслуживающие процессы и незначительно затрагивает управленческие и основные процессы. При этом отсутствует область резкого сокращения хозяйственных процессов после внедрения цифровых платформ, что свидетельствует об общем усложнении системы хозяйствования. Обосновывается гипотеза присутствия маркетплейсов в качестве самостоятельных агентов на создаваемых ими цифровых рынках. На основе изучения структуры затрат цифровых платформ делается вывод о том, что цифровые платформы являются одновременно рынками, посредниками и барьерами на рынках товаров и услуг, а также могут являться самостоятельными игроками. |
| Ключевые слова: |
цифровые технологии, цифровые платформы; бизнес- процессы, маркетплейсы, трансформация рынков |
| Список литературы: |
1. Антипина О. Н. Ценообразование в информационной экономике : специальность 08.00.01 «Экономическая теория» : автореф. дисс. … д-ра экон. наук / Антипина О. Н. – М., 2009. – 53 с. – EDN NKZTWP. |
| English version: |
THE ROLE OF DIGITAL PLATFORMS IN THE PROCESS OF MARKET TRANSFORMATION UNDER THE INFLUENCE OF DIGITAL TECHNOLOGIES
Kotvanov Mikhail Viktorovich, Cand. of Econ. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of the Depart. of Economics and econometrics, Altai state university, Barnaul, Russia. Keywords: digital technologies, digital platforms; business processes, marketplaces, market transformation.
Abstract. The subject of the work is the main functional roles implemented by digital platforms in the economic system. The article describes the main functions of electronic platforms, such as an independent market, an intermediary, a barrier to alternative markets, and an independent agent. The situation on the largest marketplaces in Russia is analyzed in detail, and key indicators of the level of competition development are determined. In general, the level of competition within digital platforms is extremely high, which is estimated using the Hirfendahl-Hirschman indicator. Based on the study of intermediary agreements of various digital platforms, it is concluded that they have varying degrees of influence on the contract with sellers of goods. It was found that the rigidity of the marketplace's contractual position as an intermediary is influenced by the state of the digital platform's competitive position among other marketplaces. To demonstrate the intermediary nature of marketplaces, an analysis of business processes of enterprises is used. It has been revealed that the introduction of digital platforms mainly complicates maintenance processes and slightly affects management and core processes. At the same time, there is no area for a sharp reduction in business processes after the introduction of digital platforms, which indicates a general complication of the management system. The hypothesis of the presence of marketplaces as independent agents in the digital markets they create is substantiated. Based on the study of the cost structure of digital platforms, it is concluded that digital platforms are both markets, intermediaries and barriers in the markets of goods and services, and can also be independent players. |
| For citation: |
Kotvanov, M.V. (2024) The role of digital platforms in the process of market transformation under the influence of digital technologies. Nauсnoe obozrenie: teoria i praktika [Scientific Review: Theory and Practice], vol. 14, iss. 12 (112), pp. 2201-2217 (in Russian) DOI: 10.35679/2226-0226-2024-14-12-2201-2217 |