НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Материалы

РОЛИ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ В ПРОЦЕССЕ ТРАНСФОРМАЦИИ РЫНКОВ ПОД ВЛИЯНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Журнал «НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»  [СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF]
ТОМ 14, ВЫПУСК 12, 2024

Рубрика: ИННОВАЦИОННАЯ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Коды JEL: O31, O32, D47
DOI: 10.35679/2226-0226-2024-14-12-2201-2217
   
Для цитирования:

Котванов М. В. Роли цифровых платформ в процессе трансформации рынков под влиянием цифровых технологий // Научное обозрение: теория и практика. 2024. Т. 14. Вып. 12 (112). С. 2201-2217. DOI: 10.35679/2226-0226-2024-14-12-2201-2217

   
Авторы: 

Котванов Михаил Викторович, канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры «Экономика и эконометрика», ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет»: Россия, 656049, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина, 61.

 

Тел.: (913) 241-06-13
E-mail: kmv-75@list.ru

   
Реферат: 

Предметом работы являются основные функциональные роли, реализуемые цифровыми платформами в экономической системе. В статье описываются основные функции электронных площадок, такие как самостоятельный рынок, посредник, барьер для альтернативных рынков, самостоятельный агент. Детально анализируется ситуация на крупнейших маркетплейсах России, определяются ключевые показатели уровня развития конкуренции. В целом уровень конкуренции внутри цифровых платформ чрезвычайно высок, что оценено с помощью показателя Хирфендаля-Хиршмана. На основе изучения посреднических договоров различных цифровых платформ делается вывод о различной степени их влияния на контракт с продавцами товаров. Выяснено, что на жесткость договорной позиции маркетплейса как посредника влияет состояние конкурентной позиции цифровой платформы среди других маркетплейсов. Для демонстрации посреднической сущности маркетплейсов применяется анализ бизнес-процессов предприятий. Выявлено, что внедрение цифровых платформ, главным образом, усложняет обслуживающие процессы и незначительно затрагивает управленческие и основные процессы. При этом отсутствует область резкого сокращения хозяйственных процессов после внедрения цифровых платформ, что свидетельствует об общем усложнении системы хозяйствования. Обосновывается гипотеза присутствия маркетплейсов в качестве самостоятельных агентов на создаваемых ими цифровых рынках. На основе изучения структуры затрат цифровых платформ делается вывод о том, что цифровые платформы являются одновременно рынками, посредниками и барьерами на рынках товаров и услуг, а также могут являться самостоятельными игроками.

   
Ключевые слова:

цифровые технологии, цифровые платформы; бизнес- процессы, маркетплейсы, трансформация рынков

   
Список литературы:

1. Антипина О. Н. Ценообразование в информационной экономике : специальность 08.00.01 «Экономическая теория» : автореф. дисс. … д-ра экон. наук / Антипина О. Н. – М., 2009. – 53 с. – EDN NKZTWP.
2. Гелисханов И. З., Юдина Т. Н., Бабкин А. В. Цифровые платформы в экономике: сущность, модели, тенденции развития // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. – 2018. – Т. 11, № 6. – С. 22–36. URL: https://economy.spbstu.ru/userfiles/files/articles/2018/6/02_Gelishanov-Yudina-Babkin.pdf.
3. Кислицын Е. В. Современные подходы к определению рынка // Актуальные вопросы экономических наук. – 2016. – № 51. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-opredeleniyu-rynka (дата обращения: 09.03.2024).
4. Лукьянов С. А., Кисляк Н. В. Отраслевые барьеры входа как важнейший инструмент политики ограничения конкуренции // Вопросы экономики. – 2007. – № 2. – С. 456.
5. Маршалл А. Принципы экономической науки: в 3 т. / А. Маршалл. – М.: Прогресс, 1993.
6. Мизес Л. Социализм: экономический и социологический анализ / Л. фон Мизес. – М.; Челябинск: Социум, 2016. – 584 с,
7. Нижегородцев Р. М. Информационная экономика / Р. М. Нижегородцев ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Центр обществ. наук, Костром. гос. ун-т им. Н. А. Некрасова. – Москва ; Кострома, 2002. 352 с.
8. Осипов Ю. М., Юдина Т. Н., Гелисханов И. З. Цифровая платформа как институт эпохи технологического прорыва // Экономические стратегии. – 2018. – № 5 (155). – С. 22–29.
9. Пигу А. С. Экономическая теория благосостояния. вод с английского / А. С. Пигу. – М.: Прогресс. – Т. 1. – 1985. – 512 с.
10. Пиндайк Р., Рабинфельд Д. Микроэкономика. / Р. Пиндайк, Д. Рабинфельд. – СПб.: Питер, 2002. – 608 с.
11. Радаев В. В. Рынок как цепь обменов между организационными полями // Экономическая социология. – 2010. – № 3. – С. 13-36.
12. Рыжкова М. В. Концептуализация феномена "цифровая платформа": рынок или бизнес? / М. В. Рыжкова // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2019. – № 47. – С. 48-66. – DOI 10.17223/19988648/47/4. – EDN FVFZQO.
13. Трансформация сущности товара в цифровой экономике / М. В. Котванов, С. Г. Котванова, И. А. Шипулина, А. Р. Ижболдин-Кронберг // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 5-1. – С. 46-52. – DOI 10.17513/vaael.2173. – EDN GWRNPP.
14. Фуруботн Э. Г., Рихтер Р. Институты и экономическая теория: достижения новой институциональной экономической теории / Э. Г. Фуруботн, Р. Рихтер. – СПб.: Издат. дом СПбГУ, 2005. – С. 306-357.
15. Ходжсон Дж. Экономическая теория и институты: Манифест совре- менной институциональной экономической теории. / Дж. Ходжсон. – М.: Дело, 2003. – С. 255-256.
16. Чупров К. К. Экономические и организационные механизмы управления организацией на основе реинжиниринга бизнес-процессов: автореф. дисс. … канд. экон. наук. – М., 2005. – 28 с.
17. Яблонский С. А. Многосторонние платформы и рынки: основные подходы, концепции и практики // Российский журнал менеджмента. – 2013. – № 4. – С. 57–78.
18. Reuver M. de, Sørensen C., Basole R. C. The digital platform: a research agenda // Journal of Information Technology. – 2018. – Vol. 33, № 2. – Р. 124–135.
19. Rochet J. C., Tirole J. Two-sided markets: a progress report // The RAND journal of economics. – 2006. – Vol. 37, iss. 3. – P. 645–667.

   
English version:

THE ROLE OF DIGITAL PLATFORMS IN THE PROCESS OF MARKET TRANSFORMATION UNDER THE INFLUENCE OF DIGITAL TECHNOLOGIES

 

Kotvanov Mikhail Viktorovich, Cand. of Econ. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of the Depart. of Economics and econometrics, Altai state university, Barnaul, Russia.

 

Keywords: digital technologies, digital platforms; business processes, marketplaces, market transformation.

 

Abstract. The subject of the work is the main functional roles implemented by digital platforms in the economic system. The article describes the main functions of electronic platforms, such as an independent market, an intermediary, a barrier to alternative markets, and an independent agent. The situation on the largest marketplaces in Russia is analyzed in detail, and key indicators of the level of competition development are determined. In general, the level of competition within digital platforms is extremely high, which is estimated using the Hirfendahl-Hirschman indicator. Based on the study of intermediary agreements of various digital platforms, it is concluded that they have varying degrees of influence on the contract with sellers of goods. It was found that the rigidity of the marketplace's contractual position as an intermediary is influenced by the state of the digital platform's competitive position among other marketplaces. To demonstrate the intermediary nature of marketplaces, an analysis of business processes of enterprises is used. It has been revealed that the introduction of digital platforms mainly complicates maintenance processes and slightly affects management and core processes. At the same time, there is no area for a sharp reduction in business processes after the introduction of digital platforms, which indicates a general complication of the management system. The hypothesis of the presence of marketplaces as independent agents in the digital markets they create is substantiated. Based on the study of the cost structure of digital platforms, it is concluded that digital platforms are both markets, intermediaries and barriers in the markets of goods and services, and can also be independent players.

   
 For citation:

Kotvanov, M.V. (2024) The role of digital platforms in the process of market transformation under the influence of digital technologies. Nauсnoe obozrenie: teoria i praktika [Scientific Review: Theory and Practice], vol. 14, iss. 12 (112), pp. 2201-2217 (in Russian) DOI: 10.35679/2226-0226-2024-14-12-2201-2217

 

К содержанию»