НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Материалы

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ И ЕЁ ЗНАЧИМОСТЬ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

 

Журнал «НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»  [СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF]
ТОМ 14, ВЫПУСК 12, 2024

Рубрика: ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫ
   
DOI: 10.35679/2226-0226-2024-14-12-2335-2344
   
Для цитирования:

Колесов В. И. Познавательная деятельность дошкольников и её значимость в развитии ребенка // Научное обозрение: теория и практика. 2024. Т. 14. Вып. 12 (112). С. 2335-2344. DOI: 10.35679/2226-0226-2024-14-12-2335-2344

   
Авторы: 

Колесов Владимир Иванович, д-р пед. наук, канд. экон. наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ, профессор межфакультетской кафедры «Гуманитарные и естественнонаучные дисциплины», Лужский институт (филиал) ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина»: Россия, 188230, Ленинградская обл., г. Луга, пр. Володарского, 52А.

 

Тел.: (968) 190-98-70
E-mail: vi_kolesov@mail.ru

   
Реферат: 

В настоящее время современное общество остро нуждается в специалистах, которые с ранних лет являются способными к проявлению исследовательской активности в решении жизненно важных проблем. Основы исследовательской деятельности закладываются в дошкольном возрасте. Именно в этот период происходит возникновение важнейших психических новообразований, к которым можно отнести и формирование исследовательской активности, которая впоследствии станет основой учебной деятельности младшего школьника. Развитие познавательного интереса у дошкольников является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Очень важно развить интерес дошкольников к окружающему миру, к труду и к жизни людей. В мире технологий, когда гаджеты тормозят желание ребенка узнавать что-то новое, нужно прилагать все усилия и весь опыт, чтобы развить у детей познавательную деятельность, заинтересовать их. В связи с этим поиск способов развития исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста является актуальной проблемой педагогической науки и практики.

   
Ключевые слова:

познавательные способности ребенка, дошкольный возраст, формирование ребенка, развитие ребенка. исследовательская деятельность ребенка в дошкольном возрасте, интеллектуальная и творческая деятельность дошкольника

   
Список литературы:

1. Лесунова В. В. Развитие познавательно активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность / В. В. Лесунова, О. Н. Пособчук, Т. В. Чехлыстова // Научная статья. – 2016. – № 4–5 (8). – С. 124- 125.

2. Опевалова Е. В. Познавательное развитие старших дошкольников в конструктивной деятельности / Е. В. Опевалова, Е. В. Казакова // Наука и инновации в современном мире. Сборник научных статей. –Москва: Изд-во "Перо", 2019. – С. 62-70
3. Поклонская В. Д. Развитие познавательной активности старших дошкольников в процессе реализации современных образовательных программ / В. Д. Поклонская, М. В. Хытова // Научный альманах. – Тамбов ООО "Консалтинговая компания Юком", 2019. – № 2-1. –– С. 162-164
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. Федеральный выпуск № 6241 (265).
5. Фоменко Л. А. Методические рекомендации «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в ДОУ в рамках реализации ФГОС» [электронный ресурс] / Л. А. Фоменко. – Режим доступа: https://pedagogcentr.ru/publication/3/34/3572 (дата обращения: 09.10.2022).
6. Гилева А. В. Экспериментирование как способ развития исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста [электронный ресурс] / А. В. Гилева. – Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/eksperimentirovanie-kak-sposob-razvitiya-issledovatelskoy-aktivnosti-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 15.10.2022).
7. Козлова С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова. – М., 2017. – 416 с.
8. Поддьяков Н. Н. Закономерности психического развития ребенка / Н. Н. Поддъяков. – Краснодар: Ун-т «МЭГУ Краснодар», 2018. – 119 с.
9. Морозова Е. Что такое красота? Проектно-исследовательская деятельность / Е. Морозова // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 8. – С. 10–14. – ISSN 0012-561X.
10. Аксенова Т. А. Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО / Т. А. Аксенова // Молодой ученый. – 2016. – № 12. – С. 1-6.
11. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Д. Ю. Добротин [и др.] ; под общей редакцией М. С. Смирновой. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 306 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-10697-8. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/495544 (дата обращения: 29.10.2022).
12. Крулехт М. В. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Практикум : учебное пособие для вузов / М. В. Крулехт. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 195 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-05461-3. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/493114
13. Савенков А. И. Педагогика. Исследовательский подход. В 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для вузов / А. И. Савенков. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 187 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-06821-4. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/491549 .
14. Гордиенко Н. В. Современные образовательные технологии как средство развития познавательной сферы старших дошкольников / Н. В. Гордиенко, Н. В. Опара // Тенденции развития науки и образования. – Самара, 2019. – № 55-8. – С. 33-35
15. Сятчихина В. Е. Использование опытно-экспериментальной деятельности в познавательном развитии детей с задержкой психического развития (из опыта работы) / В. Е. Сятчихина, С. П. Катаева // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – ООО "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс" (Чебоксары). – 2015. – № 1 (4). – С. 177-181
16. Козина Е. Ф. Теория и методика экологического воспитания дошкольников : учебник для среднего профессионального образования / Е. Ф. Козина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 454 с. Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/493018
17. Кузьмина А. С. Исследовательский проект "Волшебное чудо – снежинки" : Для детей старшей группы, педагогов и родителей / А. С. Кузьмина // Воспитатель ДОУ. – 2019. – № 1. – С. 27-31. – 459 с.

   
English version:

COGNITIVE ACTIVITY OF PRESCHOOLERS AND ITS IMPORTANCE IN CHILD DEVELOPMENT

 

Kolesov Vladimir Ivanovich, Dr. of Ped. Sci., Cand. of Econ. Sci., Honored Worker of the Higher School of the Russian Federation, Prof. of the Interfaculty Depart. of Humanities and Natural Sciences, Luga Institute (branch) of the Leningrad State University named after A.S. Pushkin, Luga, Russia.

 

Keywords: cognitive abilities of a child, preschool age, child formation, child development. research activity of a child in preschool age, intellectual and creative activity of a preschooler.

 

Abstract. Currently, modern society is in dire need of specialists who, from an early age, are capable of displaying research activity in solving vital problems. The foundations of research activities are laid at preschool age. It is during this period that the most important mental neoplasms occur, which include the formation of research activity, which will later become the basis for the educational activities of a younger student. The development of cognitive interest among preschoolers is one of the urgent problems of the modern educational process. As you know, knowledge gained without interest does not become useful. It is very important to develop preschoolers' interest in the world around them, in work and in people's lives. In the world of technology, when gadgets slow down a child's desire to learn something new, you need to make every effort and experience to develop children's cognitive activity and interest them. In this regard, the search for ways to develop research activity in older preschool children is an urgent problem of pedagogical science and practice.

   
 For citation:

Kolesov, V.I. (2024) Cognitive activity of preschoolers and its importance in child development. Nauсnoe obozrenie: teoria i praktika [Scientific Review: Theory and Practice], vol. 14, iss. 12 (112), pp. 2335-2344 (in Russian) DOI: 10.35679/2226-0226-2024-14-12-2335-2344

 

К содержанию»