НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Главная

Вестник развития науки и образования 4-2015

 

НАРОЧНОЕ НЕВЕДЕНИЕ

Борзых Станислав Владимирович, канд. филос. наук, доцент, Россия, г. Томск.

Тел.: (903) 913-65-07

E-mail: c_tac@ngs.ru

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о намеренном игнорировании и учеными, и обычными людьми определенного типа и характера знаний. Приводится довольно тривиальное утверждение, что познавать реальность можно разными способами, не все из которых используются как в науке, так и в повседневной деятельности. Так происходит вследствие нарочитого игнорирования части методов и способов познания, что связано, во-первых, с наличной парадигмой, во-вторых, с ментальными привычками и склонностями, в-третьих, с неприятием тех альтернатив, которые известны, но в силу тех или иных причин не используются, и, наконец, не в последнюю очередь с тем, что современное состояние дел в когнитивной сфере обнаруживает явную зависимость от того пути, по которому до сих пор шла наука.

Ключевые слова: познание, знание, человек, невежество, парадигма, зависимость, игнорирование.

 

DELIBERATE IGNORANCE

Borzykh Stanislav Vladimirovich, Cand. of Philos. Sci., Ass. Prof. Russia.

Keywords: cognition, knowledge, individual, ignorance, paradigm, dependence, disregard.

The article deals with the question of both scientists and regular people deliberately disregarding knowledge of a certain type and nature. A fairly trivial assertion is made that the cognition of reality can be achieved in different ways, not all of which are used both in science and in everyday life. This happens due to the deliberate disregard of some of the methods and ways of learning. This is caused, firstly, by the paradigm of availability, secondly, by the mental habits and inclinations, thirdly, by the rejection of those alternatives that are known, but are not used for various reasons, and finally, last but not least by the fact that the current state of affairs in the cognitive field evinces a clear dependence on the way in which science has been developing up to this day.

 

 

ОБРАЗ РАБИЙИ КАК КВИНТЭССЕНЦИЯ ИДЕАЛЬНОГО СВЯТОГО В СУФИЗМЕ

Чепелева Александра Валерьевна, генеральный директор, ООО «ПКФ-

Галеон », соискатель, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет»: Россия, 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская набережная,7/9.

Тел.: (812) 328-20-00

E-mail: sasha_piter@list.ru

Аннотация. Цель и смысл жизни любого суфия состоит в познании Бога и максимальном приближении к Нему. Гендерная обусловленность мусульманского мировоззрения не обошла стороной и суфизм. Прерогатива мистического опыта принадлежит, как правило, мужчинам-святым. В таком контексте образ Рабийи и ее уникальный мистический опыт приобретают новое значение и новый смысл. Являясь женщиной в физическом плане, Рабийа вела скорее «мужскую» жизнь отшельника, соединяя в себе извечную дихотомию бытия: мужское и женское начала. Полностью сосредоточив жизнь на Боге, Рабийа проводила свою жизнь в молитвах и духовных практиках, доказывая, что женщину, вставшую на путь суфизма, Бог ценит не меньше, а возможно, и больше, чем мужчину. Кроме того, пройдя путь от простой рабыни до известной и почитаемой святой, она показала, что не только мужчины, но и женщины могут достигать высокого духовного статуса, что привело к новым размышлениям о роли и месте женщины в мусульманском обществе. Невероятная сила духа Рабийи, аскетизм и всепоглощающая любовь и преданность Богу делают ее образцом идеального святого и примером для подражания как для женщин, так и для мужчин.

Ключевые слова: суфизм, женщины-святые, Рабийа, любовь к Богу, гендерные различия, мужчины и женщины в суфизме.

 

THE IMAGE OF RABIA AS THE QUINTESSENCE OF A PERFECT SAINT IN SUFISM

Chepeleva Aleksandra Valer’evna, director general, “PKF – Galeon” LLC, applicant, Saint Petersburg State university. Russia.

Keywords: Sufism, female saints,         Rabia, love for God, gender differences, men and women in Sufism.

The purpose and meaning of the life of every Sufi is the knowledge of God and getting as close to Him as possible. The gender bias of the Muslim worldview extends to Sufism, too. The prerogative of the mystical experience, as a rule, belongs to male saints. In this context, the image of Rabia and her unique mystical experience takes on new significance and meaning. While physically a woman, Rabiya led a more “masculine” life of a hermit, combining in herself the age-old dichotomy of being: the male and the female. Fully dedicating her life to God, Rabia spend her life in prayer and spiritual practices, proving that God values a woman on the path of Sufism not less, but perhaps more than a man. Moreover, having risen from a simple slave to a famous and revered saint, she showed that not only men, but women, too can achieve high spiritual status, which led to new thinking about the role and place of women in Muslim society. The incredible strength of Rabia’s spirit, her austerity and all-consuming love and devotion to God make her a perfect example of a saint and a role model for both women and men.

 

 

ФИЛОСОФИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ И НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИЗЛОЖЕНИЯ ЕЕ В СОВРЕМЕННЫХ УЧЕБНЫХ КУРСАХ

Коваленок Алексей Анатольевич, преподаватель социально-гуманитарных наук, ГБОУ СПО «Нижегородское художественное училище»: Россия, 603005, г. Нижний Новгород, ул. Варварская, 8/22; соискатель, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина»: Россия, 603950, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1.

Тел.: (831) 419-42-40.

E-mail: Kov9alenok@yandex.ru

Аннотация. В статье предпринята попытка проанализировать некоторые важнейшие аспекты философии французского Просвещения в модусе их современного преподавания и изложения студентам высшей школы. При этом автор использовал свой собственный более чем двадцатилетний преподавательский опыт. Для анализа взяты такие персоналии, как Д. Дидро, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, П. А. Гольбах. Излагаются и интерпретируются не только их социально-политические идеи, ставшие теоретической прелюдией к Великой революции, но и их онтологические и гносеологические подходы и взгляды в аспекте современных оценок. Автор статьи дает свою интерпретацию концепций Руссо о соотношении цивилизации и природы. Он показывает ограниченность критики Вольтером идей Руссо и Лейбница. Показан ограниченный характер их механицистского, метафизического материализма (особенно у Дидро и Гольбаха), но в то же время отмечено, что были у них и блестящие, гениальные догадки в натурфилософии и социальной философии, которые получили раскрытие у более поздних мыслителей. Без усвоения идей этих философов невозможно основательное философское образование и понимание многих и многих позднейших философских доктрин и теорий. В этом – их непреходящая значимость и сегодня.

Ключевые слова: Просвещение, материализм, механицизм, субстанция, материя, онтология, гносеология, философия истории, общественный договор, натурфилософия, социальная философия, активность социального и гносеологического субъекта.

 

THE PHILOSOPHY OF THE FRENCH ENLIGHTENMENT AND SOME ASPECTS OF ITS PRESENTATION IN CURRENT CURRICULUMS

Kovalenok Aleksey Anatol’evich, lecturer in humanities and social sciences, Nizhny Novgorod art college; applicant, Kozma Minin Nizhny Novgorod State pedagogical university. Russia.

Keywords: Enlightenment, materialism, mechanism, substance, matter, ontology, gnoseology, philosophy of history, social contract, natural philosophy, social philosophy, activity of the social and gnoseological subject.

The article is an attempt to analyze some of the most important aspects of the French Enlightenment philosophy in the mode of it current teaching and presentation to students of higher education institutions. The author draws on his own teaching experience spanning over two decades. The analysis involves personalities such as D. Diderot, Voltaire, J.-J. Rousseau, d’Holbach. Their social and political ideas that became the theoretical prelude to the Great Revolution are presented and interpreted, as well as their ontological and epistemological approaches and attitudes in terms of current assessments. The author gives his own interpretation of Rousseau’s ideas of the relationship between civilization and nature. The limitations of Voltaire’s criticism of the ideas of Rousseau and Leibniz is shown. The author points out the limited quality of their mechanistic, metaphysical materialism (especially in the cases of Diderot and d’Holbach), while noting that they did have brilliant, ingenious speculations in natural philosophy and social philosophy, which would be further elaborated on by later thinkers. Mastering the ideas of these philosophers is crucial for thorough philosophical education and understanding of many of the later philosophical doctrines and theories. That is their enduring relevance to this day.

 

 

АНТИЧНАЯ ДИАЛЕКТИКА ГЕРАКЛИТА И ЕЕ ВОЗМОЖНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ КУРСЕ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ. К ВОПРОСУ О ТОМ, ТАК ЛИ УЖ «ТЕМЕН» ГЕРАКЛИТ ИЗ ЭФЕСА

Коваленок Алексей Анатольевич, преподаватель социально-гуманитарных наук, ГБОУ СПО «Нижегородское художественное училище»: Россия, 603005, г. Нижний Новгород, ул. Варварская, 8/22; соискатель, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина»: Россия, 603950, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1.

Тел.: (831) 419-42-40.

E-mail: Kov9alenok@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена изложению некоторых аспектов и граней философии великого философа-диалектика Античности Гераклита из Эфеса. Многие аспекты его учения до сих пор предстают дискуссионными и неоднозначно толкуемыми. Автор приводит здесь разные точки зрения и отечественных, и зарубежных исследователей на предмет гераклитовского понимания Логоса, Огня как мировой первосубстанции, рассматриваются некоторые аспекты его диалектической концепции о всеобщей изменчивости мироздания и о единстве и борьбе противоположностей. Автор при этом высказывает и свои оценки и соображения по данным вопросам. Причем все эти моменты рассматриваются не сами по себе, а в русле их возможного претворения в учебно-преподавательском процессе с точки зрения изложения их студентам высшей школы в связи с глубинными тенденциями в нашей современности. Адекватное понимание студентами гераклитовского учения – важный шаг на пути усвоения всех последующих великих диалектических концепций, включая гегелевскую. Излагая эти вопросы, автор опирался на свои методические наработки, многолетний опыт преподавания курса истории философии в самых разных учебных аудиториях.

Ключевые слова: диалектика, Логос, архэ, первосубстанция, единство и борьба противоположностей.

 

CLASSICAL DIALECTIC OF HERACLITUS AND ITS POSSIBLE PRESENTATION IN CURRENT HISTORY OF PHILOSOPHY CURRICULUMS. ON THE ISSUE OF WHETHER SO HERACLITUS OF EPHESUS WAS QUITE SO “DIM”

Kovalenok Aleksey Anatol’evich, lecturer in humanities and social sciences, Nizhny Novgorod art college; applicant, Kozma Minin Nizhny Novgorod State pedagogical university. Russia.

Keywords: dialectic, Logos, arche, primary substance, unity and struggle of opposites.

The article gives an account of some aspects and facets of the philosophy of the great dialectic of the antiquity, Heraclitus of Ephesus. Many aspects of his teachings still appear controversial and ambiguous for interpretation. The author presents different perspectives of Russian and foreign researchers on the Heraclitean understanding of Logos, Fire as the world’s primary substance; some aspects of his dialectical idea of the overall variability of the universe and the unity and struggle of opposites are addressed. The author also gives his own assessments and views on these issues. All these points are considered not in themselves, but in the context of their possible implementation in the teaching process, in terms of their presentation to students of higher education in connection with the underlying trends and our present. An adequate understanding of the Heraclitean doctrine by students is an important step in mastering all the subsequent great dialectical frameworks, including Hegel’s. In presenting these questions, the author relies on his methodological developments, on his many years of experience of teaching the history of philosophy to different audiences.

 

 

ФАКТОР КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Ивушкина Елена Борисовна, д-р филос. наук, профессор, почетный работник науки и техники, зав. кафедрой «Информатика», Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет» в г. Шахты: Россия, 346500, Ростовская обл., г. Шахты, ул. Шевченко, 147.

Кушнир Ирина Борисовна, канд. экон. наук, доцент кафедры «Информатика », Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет» в г. Шахты: Россия, 346500, Ростовская обл., г. Шахты, ул. Шевченко, 147.

Тел: (863) 622-20-37

E-mail: ivushkina62@mail.ru

Аннотация. Настоящее исследование посвящено вопросам формирования инновационной экономики. Авторы статьи подчеркивают, что человечество на современном этапе развития общества находится в тысячелетии глобального мира, детерминирующего постиндустриальное развитие экономики, опирающегося на культурные, творческие индустрии, экономику знаний, информационную экономику, где одних экономических стимулов недостаточно. В работе доказывается необходимость учета фактора культуры в экономическом исследовании, поскольку темпы развития экономик могут быть объяснены культурными системами. Авторы отмечают, что внутренняя природа человека оказывает серьезное влияние на формирование новой институциональной структуры экономики, все более основывающейся на морально-культурных ценностях. Особое внимание уделяется деятельности учреждений по культурно-нравственному и духовному воспитанию населения как важнейшему составному элементу социальной инфраструктуры, обеспечивающей нормальное функционирование общественного бытия человека.

Ключевые слова: культура, инновационная экономика, культурные ценности, качество жизни, ценностные основы культуры, культурная политика.

 

CULTURAL FACTOR IN FORMATION OF INNOVATION ECONOMY

Ivushkina Elena Borisovna, Dr. of Philos. Sci., Prof., honorary worker of science and technology, head of “Information technology” department, Institute of service and entrepreneurship (Shakhty branch of Don State technical university). Russia.

Kushnir Irina Borisovna, Cand. of Econ. Sci., Ass. Prof. of “Information technology” department, Institute of service and entrepreneurship (Shakhty branch of Don State technical university). Russia.

Keywords: culture, innovation economy, cultural values, quality of life, fundamental values of culture, cultural policy.

The study focuses on the issues of innovation economy formation. The authors emphasize that mankind at the present stage of societal development of is in the millennium of global peace, which determines the post-industrial economic development based on cultural and creative industries, the knowledge economy, the information economy, where economic incentives alone are not enough. In this article, the need to consider the cultural factor in economic research is substantiated, as the pace of economic development can be explained by cultural systems. The authors note that the inherent nature of humans has a serious impact on the formation of a new institutional structure of the economy with increasingly stronger foundations in moral and cultural values. Particular attention is paid to the activities of institutions for the cultural, moral and spiritual education of the population as a crucial component of social infrastructure providing normal functioning of society.