ФИЛОСОФИЯ
PHILOSOPHY
НЕКОТОРЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОХРАНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИТКОВ В РОССИИ
Раджабов Осман Раджабович, д-р филос. наук, профессор, зав. кафедрой «Философия и история», ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный аграрный университет им. М. М. Джамбулатова»: Россия, 367032, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Магомеда Гаджиева, 180.
Тел.: (872-2) 68-24-68
E-mail: filek08@rambler.ru
Аннотация. В статье рассматриваются и анализируются субъективные и объективные факторы национальных пережитков и некоторые пути их решения, которые могут быть использованы для преодоления кризисных ситуаций в национальных отношениях Российской Федерации, ее последовательного продвижения к гуманному, справедливому, демократическому общественному устройству.
Ключевые слова: межнациональные отношения, национализм, нация, интернационализм, патриотизм
SOME SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF THE PERSISTENCE OF ETHNIC RELICS IN RUSSIA
Radzhabov Osman Radzhabovich, Dr. of Philos. Sci., Prof., head of Philosophy and History department, Dagestan
State Agricultural University named after M. M. Dzhambulatov. Russia.
Keywords: national relations, nationalism, nation, internationalism, patriotism.
The article analyzes the subjective and objective factors of ethnic relics and some ways of dealing with them that can be used to resolve tensions in the ethnic relations of the Russian Federation and for its consistent development towards a humane, equitable, democratic social system
ДЕИДЕОЛОГИЗАЦИЯ И ДЕПОЛИТИЗАЦИЯ СОЦИОЛОГИИ В АКТОРНО-СЕТЕВОЙ ТЕОРИИ БРУНО ЛАТУРА
Нечипуренко Виктор Николаевич, д-р филос. наук, профессор, зам. гл. редактора журнала «Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке», ИД «АНАЛИТИКА РОДИС»: Россия, 142400, Московская обл., г. Ногинск, ул. Рогожская, 7.
Тел.: (495) 210-05-54
E-mail: victornech@mail.ru
Аннотация. В статье рассматриваются деидеологизирующие и деполитизирующие социальное знание теоретические компоненты акторно-сетевой теории (AСT) Б. Латура. Анализируются в этой перспективе базовые понятия и общая парадигма АСТ. Обнаруживаются ее параллели с философией Аристотеля.
Ключевые слова: акторно-сетевая теория (АСТ), актант, не-человеки, вещи, социология ассоциаций, социология социального.
DE-IDEOLOGIZATION AND DE-POLITICIZATION OF SOCIOLOGY AT THE ACTOR-NETWORK THEORY OF BRUNO LATOUR
Nechipurenko Viktor Nikolaevich, Dr. of Philos. Sci., Prof., deputy editor-in-chief, “Context and reflection: philosophy on the world and man”. Russia.
Keywords: actor-network theory (ANT), actant, non-humans, things, sociology of associations, social sociology.
The article discusses the theoretical components of the actor-network theory (ANT) of Bruno Latour that de-ideologize and de-politicize the social knowledge. In this perspective, the basic concepts and the overall paradigm of the ANT are analyzed. The parallels between itand the philosophy of Aristotle are found
ДВА ВЕКТОРА КРИТИКИ МОДЕРНИЗМА В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ: ИЗ ВЗГЛЯДОВ ТЕОДОРА АДОРНО И МИХАИЛА ЛИФШИЦА
Андрейкина Марина Владимировна, лектор-музыковед, ГБУК «Белгородская государственная филармония», аспирант кафедры «Философия и теология», ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»: Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85.
Тел.: (472-2) 30-13-41
E-mail: mar.andreykina@gmail.com
Аннотация. В статье поднимается вопрос о модернизме как одном из ярчайших явлений в музыкальном искусстве ХХ в. Направление модернизма/авангардизма рассматривается сквозь призму двух философских теорий прошлого века, созданных представителем франкфуртской критической школы Теодором Адорно и отечественной философско-эстетической школы Михаилом Лифшицем. Проводятся сравнительные параллели во взглядах двух философов, дается оценка понимания ими сущности направления модернизма. Автор приходит к выводу о том, что оба философа в своих суждениях признавали, что модернизм в искусстве в условиях обостренной социально-политической ситуации первой половины ХХ в. был закономерен и являлся зеркалом эстетической адаптации человека к происходящим событиям в мире и окружающей действительности. Каждый из них по-своему ярко и живо откликнулся на новейшие течения в музыкальном искусстве.
Ключевые слова: модернизм, музыкальное искусство, авангардизм, философия музыки, современная музыка, Т. Адорно, М. А. Лифшиц.
TWO VECTORS IN THE CRITICISM OF MODERNISM IN MUSIC: FROM THE VIEWS OF THEODOR ADORNO AND MIKHAIL LIFSHITZ
Andreykina Marina Vladimirovna, music lecturer, Belgorod State Philharmonia, postgraduate student of Philosophy and Theology department, Belgorod National Research University. Russia.
Keywords: modernism, music, avantgarde, philosophy of music, contemporary music, T. Adorno, M. A. Lifshitz
The article addresses the issue of modernism as the one of the most notable phenomena in the music of the 20th century. The modernist/avant-gardist movement is viewed through the lens of the two philosophical theories of the last century created by Theodor Adorno, a representative of the Frankfurt School, and Mikhail Lifshitz, of the Russian school of philosophy and aesthetics. The views of the two philosophers are compared, their understanding of the essence of modernism is assessed. The author concludes that both philosophers in their discourse recognized that modernism in art in the face of the socio-political tension of the first half of the 20th century was natural and reflected the aesthetic adaptation of the people to current events and the surrounding reality. Each one responded to the latest trends in music in his own vivid way.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИЗУЧЕНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Макарова Елена Анатольевна, канд. пед. наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»: Россия, 641870, Курганская обл., г. Шадринск, ул. Карла Либкнехта, 3.
Тел.: (352-53) 6-35-02
E-mail: semak@shadrinsk.net
Аннотация. В статье раскрываются методологические основы исследования возникновения и развития личности человека. Рассматриваются особенности использования диалектического, системного и структурно-генетического подходов в изучении становления, момента возникновения как «начала» личности, ее дальнейшего развития. Использование данных подходов предполагает определенную программу действий, включающую выявление сущностных качеств личности в их наиболее развитой форме, выявление сущностного отношения сложившейся личности, понимаемое как противоречие, исследование момента возникновения данного противоречия как уникального сцепления комплекса предпосылок бытия индивида как предшествующей личности форме бытия человека, дальнейшее исследование развертывания возникшего сущностного противоречия как процесса развития личности. Все это предполагает исследование общих, непосредственных и основных предпосылок возникновения и развития личности.
Ключевые слова: личность, сущность, возникновение, развитие, предпосылки
METHODOLOGICAL CONDITIONS OF STUDYING THE ORIGIN AND DEVELOPMENT OF PERSONALITY
Makarova Elena Anatol’evna, Cand. of Ped. Sci., Ass. Prof., Shadrinsk State Pedagogical Institute. Russia.
Keywords: personality, essence, origin, development, preconditions.
The article describes the methodological basis of studying the origin and development of human personality. The author examines the specifics of the use of the dialectic, systemic and structural-genetic approaches in the study theestablishment, the moment of origin as the “beginning” of personality, its further development. Using these approaches involves a specific program of actions, including identification of the essential qualities of a personality in their most developed form, identification of the essential relationship of the developed personality known as a contradiction, research into the origin of this contradiction as a unique combination of preconditions as the form of human existence preceding personality, further investigation of the development of the essential contradiction as a process of personal development. All thisinvolves the study of universal, direct, and basic preconditions of the origin and development of personality.
ПОЛИТОЛОГИЯ
POLITOLOGY
РЕАКЦИЯ ОБЩЕСТВА И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ ГРЕЦИИ НА РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИЙ КОНФЛИКТ
Мокин Александр Борисович, магистрант, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»: Россия, 125993, ГСП-3, Москва, Ленинградский просп., 49.
Тел.: (499) 943-98-55
E-mail: mokin-ab@mail.ru
Аннотация. Предметом анализа в статье становятся российско-греческие отношения и реакция политических партий Греции и греческих СМИ на российско-турецкий конфликт, возникший после того, как 24 ноября 2015 года турецкий военный самолет F-16 сбил российский бомбардировщик СУ-24.
Ключевые слова: российско-греческие отношения, российско-турецкий конфликт, политические партии Греции, греческие СМИ
THE REACTION OF THE PUBLIC AND THE POLITICAL ELITE OF GREECE TO THE RUSSIA-TURKEY CONFLICT
Mokin Aleksandr Borisovich, master’s student, Financial University under the Government of the Russian Federation. Russia.
Keywords: Russia-Greece relations, the Russia-Turkey conflict, political parties of Greece, Greek media.
The article analyzes the Russia-Greece relations and the response of the Greek political parties and media to the Russia-Turkey conflict that arose after Turkish military aircraft F-16 shot down a Russian SU-24 bomber on 24 November 2015.
ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ИНТЕГРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО
Пенкина Валентина Александровна, аспирант кафедры «Национальная безопасность», ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»: Россия, 119571, г. Москва, просп. Вернадского, 82, стр. 1.
Тел.: (499) 956-99-99
E-mail: press@ranera.ru
Аннотация. Механизмы интеграции муниципальных образований в информационное пространство слабо разработаны, концептуально не выстроены, нормативно не закреплены, финансово, информационно и технически не обеспечены. Муниципалитеты информационно интегрируются на добровольной основе через налаживание информационного взаимодействия в рамках ассоциаций, присутствия в местном, региональном и национальном информационном пространстве. Механизмы интеграции муниципальных образований разрабатываются на базе действующих местных информационных систем и реализуются прежде всего через межмуниципальное сотрудничество. В современных условиях существенного ухудшения внешней экономической конъюнктуры задачи, решаемые с помощью ММС, выходят за рамки муниципального образования и даже субъектов РФ на национальный уровень. Межмуниципальное информационное взаимодействие в России не перерастает в информационную интеграцию по следующим причинам: муниципалитеты решают свои задачи местного значения, в условиях крайне неравномерного развития регионов России данные задачи могут быть несопоставимы как по масштабу, так и по целям и средствам решения, указанное взаимодействие не имеет концептуального обоснования и специальной правовой основы. Факторы, способствующие муниципальной информационной интеграции: быстрое развитие информационно-коммуникационных технологий (аппаратно-программных средств, сетей и др.), агломерация в столичном и Северо-Западном регионах России, унификация организационных структур и управленческих процессов в органах МСУ.
Ключевые слова: интеграция, муниципальное образование, информационное пространство
DEVELOPMENT OF MECHANISMS OF INTEGRATION OF MUNICIPAL FORMATIONS INTO THE INFORMATION SPACE
Penkina Valentina Aleksandrovna, postgraduate student of National Security department, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Russia.
Keywords: integration, municipal formation, information space.
The mechanisms of integration of municipal formations into the information space are poorly developed, lack conceptual structure and legal, financial, informational, or technological support. Municipal formations undergo informational integration on a voluntary basis through the establishment of information exchange within associations and presence in local, regional, and national information space. The mechanisms of integration of municipal formations are developed on the basis of existing local information systems and implemented primarily through inter-municipal cooperation. With the current substantial deterioration in the external economic environment, the problems solved with the help of inter-municipal cooperation are moving beyond the scope of municipal formations or even the subjects of the Russian Federation and onto the national level. Inter-municipal information interaction in Russia does not develop into information integration, for the following reasons: municipal formations solve their local problems; with the extremely uneven development of regions of Russia, these problems may be incomparable in scale or in terms of the purposes and means of solving them; said interaction has no conceptual basis or specific legal basis. Factors contributing to municipal information integration: rapid development of information and communication technologies (hardware and software, networks, etc.); agglomeration in the Moscow and the Northwestern regions of Russia; unification of organizational structures and management processes in local governments.
ВАРИАТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ ПРИНЦИПОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Поздняков Александр Николаевич, д-р ист. наук, зам. директора Института дополнительного образования, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Тел.: (845-2) 51-57-33
E-mail: sidpo@sgu.ru
Аннотация. Закон «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает нормы, обеспечивающие свободу выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека. Это означает направленность закона на реализацию одного из основополагающих принципов государственной образовательной политики, который состоит в обеспечении вариативности образования. В статье на основе сопоставления истории и современности показан непростой путь российского образования в данном направлении.
Ключевые слова: образовательная политика, вариативность образования, школьная реформа.
FLEXIBILITY OF EDUCATION AS ONE OF THE MAIN PRINCIPLES OF EDUCATION POLICY: HISTORY AND CURRENT STATUS
Pozdnyakov Aleksandr Nikolaevich, Dr. of Hist. Sci., deputy director of Institute of Continuing Professional Education, National Research Saratov State University. Russia.
Keywords: education policy, flexibility of education, school reform.
The law “On Education in the Russian Federation” establishes standards to ensure freedom of choice in education according to one’s inclinations and needs. This means the focus of the law on the implementation of one of the fundamental principles of state education policy, which is to ensure the flexibility of education. The article shows the challenging path of the Russian education towards this goal through a comparison of its history and current situation.
ЯЗЫКОВЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ НАДЛЕЖАЩЕЙ И НЕПРЕХОДЯЩЕЙ ИДЕИ ПРАВА И ПРАВОМЕРНОГО ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЗАКОНА
Осипян Борис Арташесович, канд. юрид. наук, доцент, г. Москва.
Тел. (903) 277-01-84
E-mail: artos5@mail.ru
Аннотация. Автор показывает, что в своем богоданном едином духовном смысле и системной взаимосвязи каждое слово-название и определение понятия какой-то вещи или явления есть не что иное, как наиболее верное, надлежащее, полное, истинное и точное обозначение познанной или познаваемой вещи или явления. В этом смысле все коренные слова того или иного богоданного человеческого языка могут быть верно поняты только в их первоначальной единой духовной основе и содержательной взаимосвязи. Например, взаимно определяющие друг друга такие слова, как сознание, правосознание, совесть, достоинство, предопределение, призвание, предназначение, свобода, самоопределение, счастье, ответственность, созидание, суд, правосудие, человек, личность, народ, государство, право, правомерность, закон, управление, счастье, порядок, правопорядок, душевное спасение и т. д., могут быть верно поняты только в едином духовно-смысловом контексте и надлежащей взаимосвязи и взаимодействии, поскольку верные слова и значимые для людей настоящие мысли имеют начальную силу для каждого разумного человека и народа. Для общедоступности, общепринятости и общеобязательности особый язык юридической науки и закона должен по возможности иметь единую духовно-правовую и национально-историческую основу и контекст, чтобы быть предельно ясным и конкретным для возможно большего числа людей и побуждения в них добровольного или предупредительного ответственного и правомерного поведения.
Ключевые слова: языковые измерения надлежащей и непреходящей идеи права и правомерного закона, сознание, правосознание, совесть, достоинство, предопределение, призвание, предназначение, свобода, самоопределение.
LANGUAGE DIMENSIONS OF THE APPROPRIATE AND ENDURING IDEA OF LAW AND LAWFUL COMPULSORY LEGISLATION
Osipyan Boris Artashesovich, Cand. of Jurid. Sci., Ass. Prof. Russia.
Keywords: language dimensions of the appropriate and enduring idea of law and lawful legislation, consciousness, sense of justice, conscience, dignity, predestination, calling, destiny, freedom, self-determination.
The author shows that in its one Godgiven spiritual sense and systemic interconnection, every name and definition of a thing ora phenomenon is but the most correct, proper, complete, true, and accurate designation of the known or knowable thing or phenomena. In this sense, all the root words of a God-given human language can be correctly understood only in their one original spiritual basis and meaningful interconnection. For example, mutually determinant words like consciousness, sense of justice, conscience, dignity, predestination, calling, destiny, freedom, self-determination,happiness, responsibility, creativity, judgment, justice, man, person, people, government, law, lawfulness, law, management, happiness, order, rule of law, salvation, etc., can be properly understood only in a single spiritual and semantic context and the proper relationship and interaction, because the right words and meaningful thoughts for people have an initial power for any reasonable human and people. For accessibility, common acceptance, and general validity, the specialized language of legal science and law should, if possible, have a common spiritual and legal, national and historical background and context to be very clear and specific forthe greatest possible number of people and to encourage voluntary, responsible, and lawful behavior in them