ПОЛИТОЛОГИЯ
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В РЕЛИГИЮ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 80-х гг. ХХ в. В УЗБЕКИСТАНЕ
Адылов Аброр Анварович, канд. ист. наук, доцент кафедры «История Узбекистана», Национальный университет Узбекистана им. Мирзо Улугбека: Узбекистан, 100174, г. Ташкент, Вузгородок, 4.
Тел.: (998-71) 227-12-24
E-mail: kamolanuz@rambler.ru
Аннотация. Статья раскрывает сущность политики советской власти в области религиозной деятельности на основе постановления Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза от 22 сентября 1981 г. «Об усилении атеистического воспитания», распространявшегося на всю территорию СССР, в том числе и УзССР, так как именно здесь находилось большое количество мусульманских построек в исторических городах Самарканде, Бухаре, Хиве, Ташкенте и других центрах исламской науки и культуры. Автор приводит пример осуществления этой политики, в результате которой в Узбекистане была создана специальная комиссия, контролировавшая исполнение указанного постановления, в том числе деятельность священников и обряды мусульман: свадебные и погребальные церемонии, а также обрезание.
Ключевые слова: ислам, культура, имам, декрет, постановление, советская власть, объект, политика, идеология.
POLITICAL INTERFERENCE OF THE SOVIET GOVERNMENT IN RELIGION IN THE BEGINNING OF 80's OF THE XX CENTURY IN UZBEKISTAN
Adylov Abror Anvarovich, Cand. of Hist. Sci., Ass. Prof. of History of Uzbekistan Department, National University of Uzbekistan named after Mirzo Ulugbek. The Republic of Uzbekistan.
Keywords: Islam, culture, imam, edict, decree, resolution, the Soviet government, object, policy, ideology.
The article reveals the nature of the Soviet government policy in religious activities. The author’s examples of implementing this policy are based on the case study of political decrees of the Party and resolutions of the Central Committee of the Communist Party of the Soviet Union. On the ground of legislative measures and resolutions of the Central Committee of the Communist Party of the Soviet Union and Central Executive Committee of the Uzbek Soviet Socialist Republic the article gives factual data on the establishment of the committee for executing the resolutions of the Soviet government and controlling the exercise of the decree “On the intensification of atheistic propaganda”. This resolution became law on 22nd September, 1981 and was extended to all territories of the former USSR (including the UzSSR), since there had been situated a great number of Islamic constructions, namely the historical cities like Samarkand, Bukhara, Khiva, Tashkent and others; they had always been viewed as the centers of Islamic science and culture. These commissions should have been some way control the activity of alfaqui and cultural workers; as for the Islamic population, these commissions were to control the ceremonies, like khitan, wedding and obitual ceremonies.
ФИЛОСОФИЯ
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА
Раджабов Осман Раджабович, д-р филос. наук, профессор, зав. кафедрой «Философия и история», ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный аграрный университет им. М. М. Джамбулатова»: Россия, 367032, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 180.
Тел.: (872-2) 68-24-68
E-mail: filek08@rambler.ru
Аннотация. В статье рассматриваются основные онтологические и гносеологические предпосылки становления современной физической картины мира. Автор выясняет и дает научный анализ того, как каждая следующая физическая картина мира опирается на соответствующую данной стадии развития фундаментальную физическую парадигму. В статье выделяются три основные аспекта картины мира, обсуждаемые в современной философской литературе. Это, во-первых, картина мира как особая реальность, существование которой производно от системы знаний. Во-вторых, картина мира как результат процесса опредмечивания, объектирования образов мира, лежащих в основе жизнедеятельности человека и процесса осмысления, рефлексии образов мира. В процессе опредмечивания результат имеет важное гносеологическое значение, прежде всего для развития науки, научного знания. В-третьих, картина мира не есть «законченный образ» предметной области, она включает в себя проблемную составляющую. В границах физических картин мира важное значение имеют их философские проблемы.
Ключевые слова: онтология, гносеология, физическая картина, парадигма, релятивизм, синергетика.
ONTOLOGICAL AND EPISTEMIC PRINCIPLES OF THE PHYSICAL WORLDBUILDING ESTABLISHMENT
Radzhabov Osman Radzhabovich, Dr. of Philos. Sci., Prof., head of Philosophy and History Department, Dagestan State Agricultural University named after M. M. Dzhambulatov. Russia.
Keywords: ontology, epistemology, physical worldbuilding, paradigm, relativism, synergetics.
The article deals with the basic ontological and epistemic background of modern physical worldbuilding establishment. The author clears up and analyzes the process of each following physical worldbuilding leaning on the fundamental physical paradigm corresponding to the current state of development. The article emphasizes three basic aspects of worldbuilding that are under debate in modern philosophic literature. Firstly, it is worldbuilding as a specific reality, the existence of which is derivative of the knowledge system. Secondly, it is worldbuilding as a result of the process of concretization, objectification of world images that form the basis of human vital activities and the process of apprehension, self-analysis of world images. In the process of concretization the result has a significant gnoseological part mainly for the development of science and scientific knowledge. Thirdly, the worldbuilding is not a “finished image” of the subject area, it includes a problematic component. Within the boundaries of physical worldbuilding their philosophic issues have a significant impact.
О РОЛИ ПРОСВЕЩЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА В МИРОВОЗЗРЕНИИ СУЛТАНМАХМУТА ТОРАЙГЫРОВА
Акбаева Лейла Наурызбаевна, канд. филос. наук, ассоциированный профессор, факультет общей гуманитарной подготовки, Казахская головная архитектурно-строительная академия: Республика Казахстан, 050043, г. Алматы, ул. Рыскулбекова, 28.
Акбаева Акмарал Наурызбаевна, канд. филос. наук, доцент кафедры «История Казахстана и общественные науки», Казахский университет международных отношений и мировых языков им. Абылай хана: Республика Казахстан, 050043, г. Алматы, ул. Муратбаева, 200.
Тел.: (727) 309-61-47
E-mail: leila-akbayeva@mail.ru
Аннотация. В статье проводится последовательный анализ философских взглядов казахского поэта-демократа начала XIX в. Султанмахмута Торайгырова на роль просвещения в формировании человека. Вследствие недостаточного понимания мыслителем законов общественного развития и их решающего влияния на развитие мировоззрения человека просвещение представлено им в качестве главного социального фактора формирования человека. Кредо философских воззрений Торайгырова, видевшего в образовании первый шаг на пути духовного возрождения казахской нации, раскрыто в контексте его идеи о том, что царящие в обществе несправедливость и зло может устранить только просвещенный народ. Объективной критике подвергнуты осуждаемые философом низкий уровень преподавания в школах-медресе, лицемерие и нелепость назиданий служителей культа, борьба мулл против молодых мугалимов, обучавших детей по специальной программе, способствовавшей формированию у них самостоятельного мышления и расширению их умственного кругозора.
Ключевые слова: феодально-патриархальное общество, просветительский рационализм, социал-утопизм, философский натурализм, нравственная деградация, этические добродетели, идеализация действительности.
ON THE PART OF EDUCATION IN THE DEVELOPMENT OF A MAN IN THE WORLDVIEW OF SULTANMAHMUT TORAYGIROV
Akbaeva Leyla Nauryzbaeva, Cand. of Philos. Sci., Ass. Prof., General Humanities Training Faculty, Kazakh Leading Academy of Architecture and Civil Engineering. The Republic of Kazakhstan.
Akbaeva Akmaral Nauryzbaevna, Cand. of Philos. Sci., Ass. Prof. of History of Kazakhstan and Social Sciences Department, Kazakh Ablai Khan University of International Relations and World Languages. The Republic of Kazakhstan.
Keywords: feudal-patriarchal society, educational rationalism, social utopism, philosophical naturalism, moral degeneration, ethic virtues, reality idealization.
The article analyzes the sequential analysis of Kazakh democrat poet of the beginning of the XIX century Sultanmahmut Toraygirov’s philosophical views on the part of education in the development of a man. As follows from the insufficient understanding of laws of social development by the speculator, as well as their decisive impact on the development of a human worldview, education is seen as a main social factor of human development. The creed of Toraygirov’s philosophical views, which considered education to be the first step on the way to Kazakh nation’s moral resurrection, was revealed in the context of his idea of enlightened nation that was the only one to eliminate injustice and evil holding sway in the society. Declaimed by the philosopher low level of teaching in madrasah schools, hypocrisy and absurdity of religious ministers sermons, mullah fight against young madrasah teachers, who taught children upon special programs promoting the formation of their independent thinking and expanding their ken, also came into objective criticism.
МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ КАК МЕТОД АНАЛИЗА КУЛЬТУРЫ И ЦЕННОСТЕЙ
Юрасов Игорь Алексеевич, д-р социол. наук, доцент, профессор кафедры «Государственное управление и социология региона», ФГОБУ ВО «Пензенский государственный университет»: Россия, 440026, г. Пенза, ул. Красная, 40; директор аналитического центра прикладных исследований, ГАОУ ДПО «Институт регионального развития Пензенской области»: Россия, 440049, г. Пенза, ул. Попова, 40.
Чудина Елена Александровна, специалист аналитического центра прикладных исследований, ГАОУ ДПО «Институт регионального развития Пензенской области»: Россия, 440049, г. Пенза, ул. Попова, 40.
Тел.: (841-2) 56-35-11
E-mail: jurassow@mail.ru
Аннотация. Проблемы развития города как социокультурной единицы находятся в центре внимания социологии, политологии, менеджмента, экономической географии. Разработанная западными учеными К. Линком, С. Милграмом методика составления ментальных карт городского пространства является перспективной в плане районирования и зонирования городского пространства. Ментальная карта отображает особенности менталитета, ценностных ориентаций жителей того или иного городского сообщества. Использование ментальных карт позволяет выявить специфику неформальных городских сообществ, проживающих совместно на формально выделенных районах городского пространства. На основании ментальных карт можно проводить неформализованное районирование городского пространства, выявление специфических городских сообществ. С помощью ментальных карт можно оптимизировать городское планирование, формировать городскую застройку, определять стратегии развития городов и разрабатывать методы, подходы и социальные технологии управления формирующимися городскими сообществами в РФ.
Ключевые слова: ментальные карты, районирование, социальная картография, городские сообщества, городская и районная идентичность.
MINDMAPS AS A METHODS OF CULTURE AND VALUES ANALYSIS
Yurasov Igor’ Alekseevich, Dr. of Sociol. Sci., Ass. Prof., Prof. of State Administration and Regional Sociology Department, Penza State University, Russia; director of Analytical Center of Applied Research, Institute of Regional Development of the Penza Region. Russia.
Chudina Elena Aleksandrovna, expert of Analytical Center of Applied Research, Institute of Regional Development of the Penza Region. Russia.
Keywords: mindmaps, regional assessment, social mapping, urban communities, urban and regional identity.
Issues of urban development as a sociocultural unit are in the highlight of sociology, political science, management, and economical geography. The methodology of mindmapping of the urban space, developed by scientists K. Link and S. Milgram, is promising for the regional assessment and zoning of the urban space. A mindmap reflects the features of mentality, values of the population of a certain urban community. Using mindmaps allows to reveal the specific features of urban communities cohabiting at officially allocated areas of the urban space. On the basis of mindmaps one can conduct nonformalized regional assessment of the urban space, and to single out of specific urban communities. Mindmaps will aid the optimization of urban planning, formation of urban area, the formation of urban development strategies, and the development of methods, approaches, and social technologies of controlling the forming urban communities in the RF.
ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Раджабов Осман Раджабович, д-р филос. наук, профессор, зав. кафедрой «Философия и история», ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный аграрный университет им. М. М. Джамбулатова»: Россия, 367032, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 180.
Лобачева Зоя Николаевна, канд. филос. наук, доцент, доцент кафедры «Философия и история», ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный аграрный университет им. М. М. Джамбулатова»: Россия, 367032, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 180.
Тел.: (872-2) 68-24-68
E-mail: filek08@rambler.ru
Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы роли и значения философии в гуманитаризации технического образования. Подчеркивается необходимость научить будущего инженера главному – видеть, понимать и учитывать широкие связи гуманитарных и технических знаний, воспринимать их как основной регулятив при принятии и реализации инженерно-технических решений; воспитать внутреннюю потребность овладения широким спектром философско-социокультурного знания. Отмечается необходимость формирования профессиональной культуры, которая является основным условием эффективного использования научных знаний и общефилософских и гуманитарных методов познания, определяющих формирование мировоззрения, ориентированного на аксиологические ценности. Из содержания статьи вытекает, что современное высшее техническое образование должно отвечать следующим основным требованиям: подготовка специалистов в технических вузах должна, во-первых, соответствовать мировым стандартам и достижениям мировой культуры, опираться на современную информационную базу; во-вторых, учитывать перспективы развития современной цивилизации, а это связано с новыми мировоззренческими ориентирами.
Ключевые слова: гуманитаризация образования, междисциплинарные связи, культура, креативное мышление, теория инженерного творчества, социокультурное знание.
PHILOSOPHICAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE HUMANITARIZATION OF THE HIGHER TECHNICAL EDUCATION SYSTEM
Radzhabov Osman Radzhabovich, Dr. of Philos. Sci., Prof., head of Philosophy and History Department, Dagestan State Agricultural University named after M. M. Dzhambulatov. Russia.
Lobacheva Zoya Nikolaevna, Cand. of Philos. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Philosophy and History Department, Dagestan State Agricultural University named after M. M. Dzhambulatov. Russia.
Keywords: humanitarization of the education, interdisciplinary links, culture, creative thinking, theory of engineering art, socio-cultural knowledge.
The article studies the main issues of the part and value of philosophy in the humanitarization of the higher technical education. The authors emphasize the need for teaching future engineers to do the main thing – see, understand, and consider broad bonds between humanities and technical sciences, to perceive them as the main regulator in decisionmaking and implementing the engineering design solutions, to raise inner need for the wide range of philosophical and socio-cultural knowledge acquisition. The article notes the necessity to form the professional culture that would be the main condition for efficient use of scientific knowledge and both general philosophical and humanitarian methods of obtaining knowledge, since they define the formation of a axiological values-oriented worldview. As it becomes clear from the article, the modern higher education for the technical majors should meet the following requirements: firstly, training specialists in technical institutions should correspond to international standards and achievements of global culture, as well as to lean on the current informational base; secondly, to account the prospects of modern civilization development, since it is connected to new worldview orienting points.
ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ПИСЬМАХ ФИЗИКОВ
Старшов Михаил Александрович, доцент, зав. учебно-исследовательской лабораторией физического факультета кафедры «Прикладная физика», ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Тел.: (845-2) 26-16-96
E-mail: mastarshov@mail.ru
Аннотация. Профессиональные и нравственные качества каждого исследователя и научного работника формируются за весь период обучения. При этом используются различные методы и средства. Прежде всего воздействие оказывает личное общение с преподавателями и коллегами по работе. Для физика особенно большое значение имеют философские позиции самого исследователя и его ближайшего окружения. Ученые-физики не часто высказываются публично по вопросам философии в отличие от профессиональных философов, видящих в физике естественнонаучный фундамент мировоззрения. С этой точки зрения интересно эпистолярное наследие известных физиков. В письмах изложены научные и философские взгляды. Кроме того, зачастую письма рисуют выразительный моральный портрет, влияющий на современных научных работников. Знакомство с письмами мыслителей может быть исключительно полезно во многих отношениях.
Ключевые слова: письма, ученые, информация, моральные качества, история науки.
PHILOSOPHIC PROBLEMS IN LETTERS OF PHYSICAL SCIENTISTS
Starshov Mikhail Aleksandrovich, Ass. Prof., head of Educational Research Laboratory of the Physics Faculty of Applied Physics Department, Saratov State University. Russia.
Keywords: letters, scientists, information, moral traits, history of science.
Professional and moral features of each researcher and science worker are being formed through all period of education. During this process various methods and means are used. Personal contact with lecturers and colleagues has a primary impact. Philosophical views of the researcher himself and his or her inner circle are of great importance for the physical scientist. Physical scientists do not usually make public utterances on the philosophical issues, apart from professional philosophers, who consider physics to be the natural-science basis of a worldview. From this perspective the epistolary heritage of prominent physical scientists is of some interest. A great number of letters written by the scientists of the past ages shows scientific and philosophical views of prominent scholars, they often portray a ethical image of a physicist, which effect the modern researchers. Insight into the letters of notionalists may be of great service in many respect.
КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО И АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ИДЕАЛА К. С. АКСАКОВА
Пустовойт Надежда Михайловна, директор МБДОУ «Россиянка» «Центр развития ребенка» г. Калуги, аспирант кафедры «Религиоведение, социально-культурная антропология и туризм», ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского»: Россия, 248023, г. Калуга, ул. Степана Разина, 26.
Тел.: (484-2) 57-61-20
E-mail: dsros@uo.kaluga.ru
Аннотация. В статье раскрываются специфические особенности философской антропологии К. С. Аксакова, который, подобно всем славянофилам, поддерживал общественный идеал, основанный на любви к народу, государству, традициям. Относительно философской антропологической концепции К. С. Аксакова можно сделать вывод о том, что фундаментом социального благополучия выступает общественная деятельность, обусловленная системой православных традиционных христианских ценностей и идеалов. Общее дело, коллективизм, действенность свободного национального духа являются традиционными в нашем национальном сознании. Заключительный тезис особенно хорошо раскрыт К. С. Аксаковым в труде «О современном человеке»: общественное начало предполагает личность, общество есть по сути своей гармония личностей, и только в обществе личность получает свое высшее значение. Таким образом, человек русского общества, объединенного под эгидой самодержавной царской власти, воспитываемый в системе всеобщего служения со стороны государственного строительства и в системе христианских православных традиционных ценностей со стороны культурной, нравственной, обретает и возможность восстановить перспективу личностного социального развития, реализации своего творческого культурного потенциала как для себя лично, так и на благо общества, и целостность своего бытия.
Ключевые слова: народ, публика, свет, человек света, мир, антропологический идеал, социальный идеал.
THEORY OF SOCIAL AND ANTHROPOLOGICAL ICON BY K. S. AKSAKOV
Pustovoyt Nadezda Mikhailovna, director of Municipal Budgetary Pre-school Educational Institution “Rossiyanka” “Tsentr razvitiya rebenka” of Kaluga, postgraduate student оf Religion Studies, Sociocultural Anthropology, and Tourism Department, Kaluga State University named afted K. E. Tsiolkovski. Russia.
Keywords: people, audience, high society, man of high society, world, anthropological icon, social icon.
The article reveals specific features of K. S. Aksakov’s philosophical anthropology. The writer, same as all Slavophils, advocated the social icon centered around love of people, government, tradition. One may draw a following conclusion on the philosophical anthropological theory of Aksakov that in the ground of social welfare lies social activity within the system of traditional orthodox Christian values and convictions. Common goal, community spirit, operability of free national spirit are traditional in our national consciousness. The concluding point is especially manifested in K. S. Aksakov’s work “On the modern person”: the social nature predetermines the personality, society is fundamentally a harmony of personalities, and only within a society a personality is granted with its supreme value. Thus, a man of the Russian society, which is united under the aegis of sovereign reign, raised within the system of common devotion from the viewpoint of statecraft, and from the cultural and moral viewpoint – within the system of traditional orthodox Christian values, retrieves the opportunity to restore his prospect of personal social development and realization of his cultural creative potential, both for himself and for the society, and attains the wholeness of his existence.
ФИЛОСОФСКИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Горбунова Наталия Евгеньевна, ст. преподаватель, аспирант, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»: Россия, 620017, г. Екатеринбург, просп. Космонавтов, 26.
Тел.: (343) 235-76-14
E-mail: NatalyGorbunova@mail.ru
Аннотация. В статье раскрывается суть понятия толерантного отношения к личности. Сделан исторический экскурс в изменение взглядов на толерантность – от античности до современных официальных документов. Рассмотрены философский и педагогический аспекты данной проблемы. Автор делает акцент на проблеме педагогической толерантности педагогов в инклюзивных образовательных организациях, при этом указаны основные критерии сформированности педагогической толерантности. Представлен перечень международных и российских нормативных документов, которые диктуют необходимость обеспечения максимальной доступности в получении образования каждого ребенка, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. В статье раскрыты основные методологические подходы к толерантности в контексте инклюзивного образования: экзистенциально-гуманистический, диверсификационный, личностный, диалогический и фасилитативный.
Ключевые слова: толерантность, педагогическая толерантность, инклюзивное образование, педагог инклюзивного образования, ребенок с ограниченными возможностями здоровья.
PHILOSOPHICAL AND PEDAGOGICAL VIEWS ON TOLERANCE PROBLEM OF INCLUSIVE EDUCATION TEACHERS
Gorbunova Nataliya Evgen’evna, senior lecturer, postgraduate student, Ural State Pedagogical University. Russia.
Keywords: tolerance, pedagogical tolerance, inclusive education, inclusive education teachers, children with health limitations.
The article reveals the subject matter of the concept of tolerant attitude towards a person. The author provides a historical background of the change of views on tolerance, from the ancient world to modern official documents. The philosophical and pedagogical aspects of this problem have also been considered. The author puts an emphasis on the problem of teachers’ tolerance in the field of inclusive education institutions with the main criteria of the formedness of pedagogical tolerance. The author have also presented a list of international and Russian regulatory documents that necessitate providing the highest possible availability of education for all children, including the ones with health limitations. The article reveals main methodological approaches to tolerance in the context of inclusive education, namely the existential-humanistic approach, diversification approach, personal approach, dialogged approach, facilitative approach.