ПОЛИТОЛОГИЯ
ПАРАДИПЛОМАТИЯ: РОССИЙСКИЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ДИСКУРС
Михайленко Екатерина Борисовна, канд. ист. наук, доцент, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина»: Россия, 620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19.
Вербицкая Татьяна Владимировна, аспирант, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина»: Россия, 620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19.
Тел.: (343) 375-44-44
E-mail: ekamikhaylenko@gmail.com
Аннотация. Статья посвящена исследовфнию парадипломатии в качестве деятельности субнациональных акторов Российской Федерации (к числу которых отнесены субъекты Российской Федерации (регионы) и муниципальные образования) на мировой арене посредством осуществления международных и внешнеэкономических связей. Цель исследования состоит в определении особенностей содержания, порядка и пределов осуществления парадипломатии в России. Работа основывается на использовании метода экспертных оценок для исследования понятия парадипломатии, ее сущностных признаков и особенностей акторов, участвующих в осуществлении парадипломатии. Также использован сравнительно-правовой метод для сопоставления различных вариантов нормативного регулирования порядка осуществления международных и внешнеэкономических связей в основных законах субъектов Российской Федерации. Результаты исследований могут быть применены как в рамках международных отношений (для изучения особенностей участия субнациональных акторов в мировой политике), так и в международном праве (с точки зрения изучения статуса субнациональных акторов на мировой арене).
Ключевые слова: парадипломатия, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, международные отношения, внешнеэкономические связи.
PARADIPLOMACY: RUSSIAN POLITICAL AND LEGAL DISCOURSE
Mikhaylenko Ekaterina Borisovna, Cand. of Hist. Sci., Ass. Prof., Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin. Russia.
Verbitskaya Tat’yana Vladimirovna, postgraduate student, Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin. Russia.
Keywords: paradiplomacy, subjects of the Russian Federation, municipalities, international relations, foreign economic relations.
The paper deals with the paradiplomacy as the activity of the subnational actors of the Russian Federation (including the subjects of the Russian Federation (regions) and municipalities) on the world stage through international and foreign economic relations. The purpose of the study is to determine the specifics of the content, order and limits of the implementation of the paradiplomacy exercise in Russia The work is based on the use of the method of expert assessments to study the concept of paradiplomacy, its essential characteristics and the features of the actors involved in the implementation of paradiplomacy A comparative legal method was also used to compare various options for legal regulation of the procedure for the implementation of international and foreign economic relations in the basic laws of the subjects of the Russian Federation. The results of the research may be applied both within the framework of international relations (for studying the features of the participation of subnational actors in world politics) and in international law (from the point of view of studying the status of subnational actors in the world arena).
МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЗЕРКАЛЕ СМИ: ВОПРОСЫ КОНСТРУКТИВНОГО ОСВЕЩЕНИЯ
Соколовский Константин Геннадьевич, канд. юрид. наук, доцент кафедры общегуманитарных дисциплин, Гуманитарно-техническая академия: Республика Казахстан, г. Кокшетау, ул. Джамбула, 35.
Тел.: (716-2) 264-949
E-mail: k_sokolovskiy@fastmail.com
Аннотация. В статье рассматриваются особенности религиозного дискурса в медиасреде. Продемонстрированы характерные черты подачи СМИ информации о межрелигиозных отношениях и государственно-конфессиональной политике. На фоне остро стоящих проблем налаживания межрелигиозного диалога, а также трудностей толерантности и интолерантности в социуме показаны широкие возможности массмедиа по оказанию воздействия на общество (позитивного либо деструктивного) через различные форматы презентации, использование стереотипов, создание образов и др. Одновременно разбираются коммуникативный потенциал СМИ и механизм его использования в формировании веротерпимости.
Ключевые слова: средства массовой информации, толерантность, государственно-конфессиональные отношения, религия, межрелигиозная конфликтность, межрелигиозный диалог.
INTERFAITH AND STATE-CONFESSIONAL RELATIONS IN THE MIRROR OF THE MEDIA: ISSUES OF CONSTRUCTIVE INTERPRETATION
Sokolovsky Konstantin Gennad’evich, Cand. of Law Sci., Ass. Prof. of General Humanities Department, Technical and Humanitarian Academy. Republic of Kazakhstan.
Keywords: mass media, tolerance, stateconfessional relations, religion, interreligious conflict, interfaith dialog.
The paper deals with the features of religious discourse in the media environment. The author demonstrated characteristic features of the media’s submission of information on interfaith relations and state-confessional politics. Against the background of the acute problems of establishing interfaith dialogue, as well as the difficulties of tolerance and intolerance in society, the mass media have broad opportunities to exert influence on the society (positive or destructive) through various presentation formats, use of stereotypes, creation of images, etc. At the same time, the communicative potential of the media and the mechanism of its use in shaping religious tolerance are under consideration.
ФИЛОСОФИЯ
ПУТИ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
Счастливцева Елена Анатольевна, д-р филос. наук, профессор, профессор кафедры философии, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»: Россия, 610000, г. Киров, ул. Московская, 36.
Тел.: (833-2) 72-28-89
E-mail: abcr@yandex.ru
Аннотация. Проблема понятия «сознание» не нова в кругу философских наук. Тем не менее, оно является предметом изучения множества других научных направлений. В статье затрагиваются особенности писательского мировосприятия и мироощущения, разграничиваются значения разума и сознания. Отражена связь мысли, восприятия, эмоций, внутренней свободы и самопознания. Важным фактором влияния на сознание является и время – одна из наиболее противоречивых величин в современной науке. Показывается сложная взаимосвязь так называемого всеобщего знания, предметного смысла и индивидуального переживания.
Ключевые слова: поток сознания, разум, мысль, образ, смысл, индивидуальность, идея.
PATHS OF PHENOMENOLOGICAL CONSCIOUSNESS
Schastlivtseva Elena Anatol’evna, Dr. of Philos. Sci., Prof. of Philosophy Department, Vyatka State University.
Keywords: stream of consciousness, sense, thought, image, meaning, individuality,
idea.
The problem of the concept of consciousness is not new in the circle of philosophical sciences. Nevertheless, it is the subject of many other scientific studies. The paper touches upon the features of the writer’s worldview and attitude. The meanings of sense and consciousness are distinguished. The connection between thought, perception, emotions, inner freedom, and self-knowledge is reflected. An important factor in influencing consciousness is time, for it is one of the most contradictory values in modern science. The complex interconnection of so-called universal knowledge, objective meaning and individual experience is shown.
НРАВСТВЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ БУДДЫ
Мешков Вячеслав Михайлович, д-р филос. наук, профессор, профессор кафедры философии и социально-политических дисциплин», Полтавский национальный технический университет им. Ю. В. Кондратюка: Украина, 36004, г. Полтава, ул. Головка, 18/73.
Тел.: (066) 227-45-44.
E-mail: slava.home50@gmail.com
Аннотация. В статье раскрывается своеобразие этического учения Будды, которое стало важнейшей составляющей духовно-нравственного прорыва древнеиндийской ментальной революции VI – IV вв. до н. э. В осевое время, как важнейший, поворотный период мировой истории, не было более высокой цели, чем открыть, осмыслить и внедрить в ментальные пространства культур осевых народов высокую мораль как высшую ценность. В своей проповеднической деятельности Гаутама придавал нравственному учению первостепенное значение. Согласно Будде, подвижник должен был всячески стремиться жить в пространстве совершенной морали. Показано, что, в отличие от мирской этики Аристотеля, нравственное учение Татхагаты, как и мораль Конфуция, имела метафизические истоки и основания. При этом среди главных локомотивов эпохи осевого времени Заратуштры, Пифагора и Конфуция этическое учение Шакьямуни было самым продуктивным и успешным.
Ключевые слова: ценностно-мыслительное пространство, нравственное пространство, нравственная революция, древнеиндийская ментальная революция, осевое время, мирская мораль, метафизически ориентированная мораль.
BUDDHA’S MORAL REVOLUTION
Meshkov Vyacheslav Mikhaylovich, Dr. of Philos. Sci., Prof. of Philosophy and Socio-Political Disciplines Department, Poltava National Technical Yuri Kondratyuk University. Ukraine.
Keywords: value-mental space, moral space, moral revolution, ancient Indian mental revolution, axial age, worldly morality, metaphysically oriented morality.
The paper reveals the peculiarity of the Buddha’s ethical teaching, which became the most important component of the spiritual and moral breakthrough of the ancient Indian mental revolution of the VI–IV centuries BC. In axial age, as the most important turning period of world history, there was no higher goal than to open, comprehend and introduce a high morality as the highest value into the mental spaces of cultures of axial peoples. In his preaching activity, Gautama attached paramount importance to moral teaching. According to the Buddha, the ascetic had to strive in every possible way to live in a space of perfect morality. It is shown that, in contrast to Aristotle’s mundane ethics, the moral teachings of the Tathagata, like Confucius’s morals, had metaphysical origins and foundations. Moreover, among the main locomotives of the era of the axial time of Zoroaster, Pythagoras and Confucius, the ethical teaching of Shakyamuni was the most productive and successful.
АСТРОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СИМВОЛИЗМА В КУЛЬТУРЕ
Полякова Ольга Олеговна, аспирант кафедры философии, ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет»: Россия, 454081, г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129.
Тел.: (361) 799-71-01
E-mail: oleniya@mail.ru
Аннотация. Символизм в культуре исследуется философами с XVII в. Ранее были определены логические и культурные символьные выражения знаков. С точки зрения автора, что для более полного исследования символьных выражений не хватает астрономического взгляда на проблему содержания знаковых функций. Предлагается дополнительный метод исследования структуры архаичных знаков в виде археоастрономического семиотического метода.
Ключевые слова: знак, символ, структура, астрономия, археоастрономия.
ASTRONOMIC ASPECT OF SYMBOLISM IN CULTURE
Polyakova Ol’ga Olegovna, postgraduate student of Philosophy Department, Chelyabinsk State University. Russia.
Keywords: sign, symbol, structure, astronomy, archeoastronomy.
Symbolism in culture has been studied by philosophers since the XVII century. Earlier, the researchers defined the logical and cultural symbolic expressions of signs. The authors believe that a more complete study of symbolic expressions lacks an astronomical view of the problem of the content of sign functions. An additional method for studying the structure of archaic signs in the form of an archaeoastronomic semiotic method is proposed.
ЭГОИЗМ КАК УМАЛЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ
Лобова Татьяна Геннадьевна, канд. филос. наук, доцент, доцент кафедры «Философия и социально-гуманитарные науки», ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации»: Россия, 644099, г. Омск, ул. Ленина, 12.
Мироненко Татьяна Васильевна, ст. преподаватель кафедры «Философия и социально-гуманитарные науки», ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации»: Рос сия, 644099, г. Омск, ул. Ленина, 12.
Тел.: (381-2) 95-70-01
E-mail: lotogen@mail.ru
Аннотация. Русская философская мысль, осознавая пределы рациональности, смотрит на этическое пространство сквозь оптику жизни, устремляясь к тому, что лежит вне рациональной сферы. Тем самым осуществляет редукцию этического. Истоком этического она видит включенность человека в «целое мира». Опыт переживания сопряженности целому, по мысли русских философов, спасителен для человека, ибо всякое обособление приводит к «злу эгоизма». Он (эгоизм) разрушителен для индивидуальности человека. Противостоять «злу эгоизма» может нравственность, в которой русские мыслители видели силу, способную направить человека к самому себе как поступку. В способности к поступку сохраняется этически-смысловая связанность жизни и судьбы человека.
Ключевые слова: этическое, нравственность, индивидуальность, эгоизм, автономность, поступок, целостность жизни.
EGOISM AS IMPAIRMENT OF INTEGRITY
Lobova Tat’yana Gennadievna, Cand. of Philos. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Philosophy, Social Sciences and Humanities Department, Omsk State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation. Russia. Mironenko Tat’yana Vasil’evna, senior lecturer of Philosophy, Social Sciences and Humanities Department, Omsk State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation. Russia.
Keywords: the ethic, morality, individuality, egoism, autonomy, act, integrity of life.
Russian philosophical notion, reali zing the limits of rationality, considers the ethical space through the optics of life, rushing to that which lies outside the rational sphere. By this, it performs the functions of an ethical one. The source of the ethical it sees in the inclusion of man in the “entire of the world”. The exper ience of feeling the congruence with the entire, according to the Russian philosophers, is salutary to man, for any isolation leads to the “evil of egoism”. Egoism is destructive for the individuality of a human. Morality can resist the “evil of egoism”. Russian notionalists saw a force capable of directing a person to himself as an act in morality. In the ability to act the ethical-semantic connection of the life and destiny of man is preserved.
ТЕОРИЯ СИНТЕЗА ИСКУССТВ Р. ВАГНЕРА В КОНТЕКСТЕ «ФИЛОСОФИИ ИСКУССТВА» ШЕЛЛИНГА Л. Ш. ТАШТАМИРОВА, И. Н. БИБЕЕВА
Таштамирова Лилия Шайхуловна, ст. преподаватель, ФГБОУ ВО «Тюменский государственный институт культуры»: Россия, г. Тюмень, ул. Республики, 19.
Бибеева Ирина Николаевна, заслуженный артист РФ, профессор кафедры «Хоровое дирижирование», ФГБОУ ВО «Тюменский государственный институт культуры»: Россия, г. Тюмень, ул. Республики, 19.
Тел.: (345-2) 29-70-39
E-mail: varegka72@mail.ru
Аннотация. В статье проанализированы проблемы взаимодействия романтической философии и творчества Вагнера. Рассмотрено творчество таких романтических философов, как Ф. Шеллинг, Л. Фейербах, философов, чьи взгляды не исследовались в связи с влиянием на философскую систему Вагнера. Также были проанализированы причины возникновения философии в творчестве Вагнера-композитора. Причины эти объяснены с точки зрения социологических теорий Г. Тарда и Г. Лебона. Таким образом, философская система Вагнера, синтезирующая воззрения различных философов периода романтизма, служила материалом для продвижения оперного творчества композитора.
Ключевые слова: Р. Вагнер, Ф. Шеллинг, Л. Фейербах, Г. Тард, Г. Лебон, социальная психология, проблема «вожди и массы», революция, христианство, Античность.
THEORY OF ART SYNTHESIS OF R. WAGNER IN THE CONTEXT OF THE “PHILOSOPHY OF ART” BY SCHELLING
Tashtamirova Liliya Shaykhulovna, senior lecturer, the Tyumen State Institute of Culture. Russia.
Bibeeva Irina Nikolaevna, honorary artist of the RF, Prof. of Choral Conducting Department, the Tyumen State Institute of Culture. Russia.
Keywords: R. Wagner, I. Schelling, L. Feuerbach, G. Tard, G. Lebon, social psychology, the problem of leaders and masses, revolution, Christianity, antiquity. The paper analyzes the problems of interaction between Wagner’s romantic philosophy and creativity. The influence of such romantic philosophers as I. Schelling and L. Feuerbach, whose views had not previously been examined in connection with the influence on Wagner’s philosophical system were considered. Also, the reasons for the emergence of philosophy in the works of Wagner as a composer were analyzed. The reasons for these were explained from the point of view of sociological theories of G. Tard and G. Lebon. Thus, Wagner’s philosophical system, synthesizing the views of various philosophers of the period of romanticism, served as material for the promotion of the composer’s opera works.
ЛОВУШКА РОЛЗА
Борзых Станислав Владимирович, канд. филос. наук, доцент.
Тел.: (903) 913-65-07
E-mail: c_tac@ngs.ru
Аннотация. В статье описывается так называемая ловушка Ролза, которая нормальна для любого человека и социума. В силу того, что каждый из нас несет в себе груз как собственной, так и общей истории, прошлый опыт и склонность к воспроизведению знакомого, а также если принимать во внимание проблематичность самой демократии и процедурные ограничения, свойственные любым экспериментам, предложенный данным ученым мыслительный опыт закономерно, но неверно приводит нас к постулированию демократии как самого оптимального устройства общества. В действительности в подобных умственных представлениях всегда воспроизводится то, что уже известно и в чем, как правило, пребывают те, кто проводит данное постулирование вне зависимости от того, какова структура данного коллектива.
Ключевые слова: общество, человек, история, опыт, демократия, эксперимент, прошлое.
RAWLS’S TRAP
Borzykh Stanislav Vladimirovich, Cand. of Philos. Sci., Ass. Prof. Russia.
Keywords: society, person, history, experience, democracy, experiment, past.
The paper describes the so-called Rawls’s trap, which is normal for any person and any society. Due to the fact that each of us carries the burden of both our own and general history, past experience and inclination to reproduce the familiar things, and also taking into account the problematic nature of democracy itself and the procedural limitations inherent in any experiments, the thought experience suggested by this scientist is natural , but incorrectly leads one to postulate democracy as the most optimal system of society. In fact, such mental representations reproduce already known things, as well as the media in which those who conduct it find themselves, regardless of the structure of the given collective.
КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ ГЛАМУРНОЙ ИДЕОЛОГИИ
Яковлева Елена Людвиговна, д-р филос. наук, профессор, зав. кафедрой философии и социально-политических дисциплин, ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова»: Россия, 420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Московская, 42.
Тел.: (843) 231-92-90
E-mail: mifoigra@mail.ru
Аннотация. Оптика исследования сосредотачивается на идеологии современного гламурного общества, дискурс которого создает предпосылки для проявления коррупционных мотиваций и действий. Проблема рассматривается на основе герменевтического и феноменологического методов. Выявлено, что идеология гламура, базирующаяся на идеях красоты, молодости и богатства, манипулирует массовым сознанием. Среди тактик гламурной идеологии автор выделяет разрыв между реальностью и гламурным миром, властный характер гламурных образов, множество симуляций и симулякров, игнорирование интеллектуальных и нравственных ценностей, что делает гламур привлекательным феноменом. При этом соответствующий стандарт жизни недоступен среднестатистическому человеку. Но подверженная манипулированию гламурными образами личность испытывает желание соответствовать им, что приводит к коррупционным стратегиям в мышлении и действии. Более того, сами гламурные персоны современности не чуждаются коррупционных тактик. Гламур и его идеология создают двойные стандарты, помогающие оправдать неблаговидные поступки индивида.
Ключевые слова: гламур, идеология гламура, коррупционное поведение, красота, молодость, богатство, деньги, «прозрачность зла», реклама, манипуляция.
CORRUPTION RISKS OF GLAMOUR IDEOLOGY
Yakovleva Elena Lyudvigovna, Dr. of Philos. Sci., Prof., head of Philosophy and Socio-Political Sciences Department, Kazan Innovative University named after V. G. Timiryasov. Russia.
Keywords: glamor, glamor ideology, corruption behavior, beauty, youth, wealth, money, “transparency of evil”, advertising, manipulation.
The research focuses on the ideology of a modern glamorous society, the discourse of which creates the prerequisites for the manifestation of corruption motivations and actions. The problem is studied on the basis of hermeneutic and phenomenological methods. It is revealed that the ideology of glamour, based on the ideas of beauty, youth and wealth, manipulates the mass consciousness. Among the tactics of the glamorous ideology, the author singles out the gap between reality and the glamorous world, the imperious nature of glamorous ima ges, the set of simulations and simulacra, the ignoring of intellectual and moral values, which makes glamor an attractive phenomenon. At the same time, the glamorous standard of life is inaccessible to an average person. Though, the person subject to the manipulation of glamorous images wants to match them, which leads to corruption strategies in thinking and acting. Moreover, the glamorous persons of modernity themselves are not averse to corruption tactics. Glamor and its ideology create double standards that help to justify the unseemly acts of an individual.