ПОЛИТОЛОГИЯ
МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС В ЕВРОПЕ ИЛИ НОВОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ?
Медушевский Николай Андреевич, канд. полит. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»: Россия, 125993, г. Москва, Миусская пл., 6.
Тел.: (495) 250-68-68
E-mail: LUCKY5659@yandex.ru
Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению текущего миграционного кризиса в Европейском союзе. Подход автора заключается в аналоговом сопоставлении, основанном на концепции исторических циклов. Автор исходит из предположения, что текущий миграционный кризис является современным вариантом классического переселения народов, имевшего место, к примеру, в IV–VII вв. н. э. Основанием для подобного предположения служит общность предпосылок массовой миграции, а также вектор переселения «восток – запад». В числе общих предпосылок, активизирующих миграционный процесс, в статье выделяются демографический рост в Азии и Африке, демографический упадок в Европе, а также развитие политических и военных кризисов в целом ряде азиатских государств. В том числе речь идет о феномене «цветных революций». Кроме того, важным фактором восточной экспансии становится формирование религиозной идеологии, носителем которой выступает Исламское государство.
Ключевые слова: миграция, беженцы, экспансия, толерантность, эффект домино, правовое обеспечение.
MIGRATION CRISIS IN EUROPE OR NEW RESETTLEMENT OF PEOPLES?
Medushevsky Nikolay Andreevich, Cand. оf Polit. Sci., Ass. Prof., Russian State University for the Humanities. Russia.
Keywords: migration, refugees, expansion, tolerance, domino effect, legal provision.
This paper deals with the consideration of current migration crisis in the European Union. Author’s approach lies in the analog comparison based on the concept of historical cycles. The author proceeds from the assumption that the current migration crisis is a modern version of the classical resettlement of peoples, which took place, for example, in the 4–7th centuries AD. The basis for this assumption is the similarity of the background for mass migration, as well as the vector of the “East – West” migration. Among the general background activating the migration process the author highlights the demographic growth in Asia and Africa, the demographic decline in Europe, and the development of political and military crises in a number of Asian countries. The author includes the issue of the phenomenon of “color revolutions” into the discussion. In addition, the formation of religious ideology, which is supported by the Islamic state, becomes an important factor of the eastern expansion.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КАТЕГОРИИ
Мадалиев Мухтарбек Мисирович, канд. социол. наук, доцент, докторант, проректор, Международный университет Кыргызстана: Кыргызская Республика, 720001, г. Бишкек, ул. Л. Толстого, 17А/1.
Тел.: +996 (312) 64-23-37
E-mail: mmuhtarbek@mail.ru
Аннотация. В данной статье автор рассматривает классические концепции возникновения теории элиты в связи с социальными изменениями в историческом контексте и применяется комплексный подход к анализу основных направлений элитарной теории. Анализируются взгляды великих мыслителей политического элитизма в эпоху Древнего мира, Средних веков, когда политические процессы толковались как результат божественного предопределения, теории философов эпохи Возрождения об оригинальных политических руководителях, заменивших этику ценностной концепцией структуры власти, концептуальные теории В. Парето в области деления общества и формирования элиты. Рассмотрены закон социально-политической дихотомии социума Г. Моска, его социальная философия управления. Обоснованы причины политической стратификации и феномен олигархии по Р. Михельсу, а также вклад видных киргизских и российских социологов и политологов в концепции теории элит.
Ключевые слова: власть, демократия, элита, классы, группы, политика, партия.
THEORETICAL BASIS OF STRUCTURING THE STUDY OF THE CATEGORY “POLITICAL ELITE” IN POLITICAL SCIENCE
Madaliev Mukhtarbek Misirovich, Cand. Of Sociol. Sci., Ass. Prof., doctoral stu dent, vice rector, Academic Syndicate International University of Kyrgyzstan The Kyrgyz Republic.
Keywords: power, democracy, elite, classes, groups, politics, party.
Here the author examines the classical concepts of the emergence of elite theory in connection with social changes in the historical context and applies a comprehensive approach to the analysis of the main trends of the theory of elites; the views of the great notionalists of political elitism in the ancient world, the Middle Ages, where political processes were interpreted as the result of divine predestination; the theory of Renaissance philosophers about the original political leaders, which replaced ethics with the value concept of the power structure; conceptual theories of V. Pareto in the division of society and the formation of elite; the law of sociopolitical dichotomy of the society by G. Moska and his philosophy of social administration; substantiation of political stratification and the phenomenon of oligarchy according to R. Michels; and also the contribution of prominent Kyrgyz and Russian sociologists and political scientists in the concept the theory of elites.
РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА И ИЗМЕНЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ИДЕОЛОГИЙ
Курбанова Мусабе, преподаватель кафедры «Политология и культурология», Худжандский государственный университет им. акад. Б. Гафурова: Республика Таджикистан, г. Худжанд, пр. Мавлонбекова, 1.
Тел.: +992 (9284) 776-67
E-mail: musabe.kurbonova@mail.ru
Аннотация. В статье обосновывается, что «новая» мифологическая волна демонстрируется современной эпохой в условиях бездумной глобализации. Циркуляция мифов массовой культуры в планетарном масштабе обусловила бурное развитие глобального коммуникационного пространства. Автор подчеркивает, что научный анализ проблемы мифотворчества с очевидностью показывает: современный человек является погруженным в мифологическую стихию не меньше, чем представитель древних цивилизаций. Благодаря мифам человечество укоренено в социальной реальности, видит в ней не рамки общественных отношений, а гамму цветных образов и красок. В статье говорится, что интерес к мифу в литературной сфере XX в. проявлялся преимущественно в различных форма и приводятся пять форм мифа в литературном процессе.
Ключевые слова: глобализация, формы мифотворчества, политическая идеология, культура, цивилизация, фольклор, мифологическая модель мира, архетипические образы, ритуал.
SOCIAL DEVELOPMENT AND CHANGES IN CULTURAL VALUES AND PHILOSOPHY
Kurbanova Musabe, lecturer of the Politology and Culturology Department, Khujand State University named after Academician B. Gafurov. The Republic of Tajikistan.
Keywords: Globalization, forms of mythmaking, political ideology, culture, civilization, folklore, mythological model of the world, archetypal images, ritual.
The paper says that the “new” mythological wave is demonstrated by the modern era in the conditions of mindless globalization. The circulation of the myths of mass culture on a planetary scale was determined by the rapid development of the global communication space. The author emphasized that the scientific analysis of the problem of myth-creation clearly showed that modern man was immersed in the mythological elements not less than a representative of ancient civilizations. Due to myths, humanity is rooted in the social reality, it sees not only the framework of social relations, but a scale of vivid images and colors. The paper says that interest in myth in the literature sphere of the XX century was manifested in various forms and leaded to five forms of myth in the literature process.
ФИЛОСОФИЯ
ФИЛОСОФСКО-АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЦЕПЦИЯ ТВОРЧЕСТВА А. Л. ЧИЖЕВСКОГО
Климов Сергей Николаевич, д-р филос. наук, профессор, профессор кафедры «Философия, социология и история», ФГБОУ ВО «Российский университет транспорта (МИИТ)»: Россия, 127994, г. Москва, ул. Образцова, 9, стр. 9.
Тел.: (495) 681-13-40
E-mail: klisn@mail.ru
Аннотация. Статья посвящена осмыслению философских взглядов одного из выдающихся ученых, художников, поэтов, мыслителей ХХ столетия – А. Л. Чижевского. Философская методология позволяет вычленить в его творчестве аксиологические основания, которые представлены в трех аспектах: онтологическом (ценность природы, гармонии, космоса); гносеологическом (ценность знаний, творчества, познания); эстетическом (ценность слова, образа). Анализ некоторых ценностей позволяет, с одной стороны, глубже понять мировоззренческие позиции ученого относительно ценностей природы, космоса, общества и самого человека, а с другой – артикулировать методологическое значение ценностных позиций философа применительно к современным условиям.
Ключевые слова: аксиологические основания философии А. Л. Чижевского, ценность природы, ценность Космоса, ценность знания, ценность познания, ценность художественного слова, связь философии и поэзии.
PHILOSOPHICAL AND AXIOLOGICAL RECEPTION OF THE WORKS BY A. L. CHIZHEVSKY
Klimov Sergey Nikolaevich, Dr. of Philos. Sci., Prof., Prof. of Philosophy, Sociology and History Department, Russian University of Transport. Russia.
Keywords: axiological bases of the philosophy of A. L. Chizhevsky, the value of nature, the value of the cosmos, the value of knowledge, the value of cognition, the value of an artistic word, the connection between philosophy and poetry.
The paper deals with the consideration of the philosophical ideas of one of the outstanding scientists, artists, poets, and notionalists of the XX century – A. L. Chizhevsky. Philosophical methodology makes it possible to separate the axiological bases from the works by Aleksandr Leonidovich. These axiological bases are represented in three aspects: the ontological (the value of nature, harmony and space), epistemological (the value of knowledge, creativity and cognition), and the aesthetic one (the value of a word, image). The analysis of some values allows, on the one hand, the better understanding of the worldview of the scientist about the values of nature, the cosmos, society, and a person himself, and on the other hand, emphasizing the methodological value of the philosopher’s system of values as applied to modern conditions.
РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ Н. А. БЕРДЯЕВА В. В. ГРАНОВСКИЙ
Грановский Виктор Владимирович, канд. филос. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»: Россия, 125993, г. Москва, ул. Волоколамское шоссе, 4.
Тел.: (499) 158-13-73
E-mail: philosophus@rambler.ru
Аннотация. Статья посвящена теории познания, разработанной русским мыслителем Николаем Александровичем Бердяевым (1874–1948) в цикле его ранних работ. В статье показано, что вопреки эклектическим установкам мыслительной культуры Серебряного века Бердяев отстаивал свободные, но укорененные в классическом наследии формы идейного творчества. Ориентация русского философа как на докритические построения германской метафизики (лейбницианство), так и на традицию отечественного онтологического мышления (школа Владимира Соловьева) вместе с наблюдательной характеристикой современного ему «богоискательства» позволяют Бердяеву декларировать появление нового русского спиритуализма (или реализма) как типа мышления. Философия, продуктивная деятельность которой, по Бердяеву, невозможна без глубинной связи с религией, необходима религии для идейного оформления ее объекта в целостный синтез («неохристианство»), являясь в то же время противовесом эмоционально и идейно аморфным веяниям вольной мистики.
Ключевые слова: гносеология, критицизм, идеализм, реализм, спиритуализм, онтологизм, мистика.
RELIGIOUS-PHILOSOPHICAL EPISTEMOLOGY OF N. A. BERDYAEV
Granovsky Viktor Vladimirovich, Cand. Of Philos. Sci., Ass. Prof., Moscow Aviation Institute (National Research University). Russia.
Keywords: gnoseology, criticism, idealism, realism, spiritualism, ontology, mysticism
The paper considers the theory of knowledge developed by the Russian notionalist Nikolay Aleksandrovich Berdyaev (1874–1948) in the cycle of his early works. The paper shows that, despite the eclectic attitudes of the intellectual culture of the Silver Age, Berdyaev defended free forms of ideological creativity rooted in the classical heritage. Orientation of the Russian notionalist at both precritical schemes of German metaphysics (Leibnizianism) and the tradition of domestic ontological thinking (school of Vladimir Solov’ev), together with the observing characteristics of the modern “godseeking”, allow Berdyaev to declare the emergence of a new Russian spiritualism (or realism) as a mindset. A philosophy, the productive activity of which is impossible without a deep connection with religion, according to Berdyaev, requires religion for the ideological design of its object in a holistic synthesis (“neoChristianity”), being at the same time the counterbalance for emotionally and ideologically amorphous trends of free mysticism.
НАРОДНАЯ ИГРА И ЕЕ ВОСПИТАТЕЛЬНООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
Яковлева Елена Людвиговна, д-р филос. наук, канд. культурологии, профессор, зав. кафедрой «Философия и социально-политические дисциплины», ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова»: Россия, 420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Московская, 42.
Тел.: (843) 231-92-90
E-mail: mifoigra@mail.ru
Аннотация. Объектом исследования становится выявление специфики народных детских игр татарского народа. Являясь составным элементом игры как культурного феномена, они активно использовались в процессе воспитания и образования. Народные игры были направлены на формирование интеллекта, воображения, ловкости, физических и социальных качеств. Педагоги обращались к различным видам народных игр (в том числе словесным, интеллектуальным, подвижным и соревновательным) не только во время перемен, но и во время учебного процесса, активизируя его и способствуя лучшему усвоению материала и приобретению навыков. Народные игры помогали снять напряжение, вносили элемент разрядки и сплачивали коллектив. Перечисленные черты актуализировались в современности, где повседневность детей заполнилась компьютерными играми, содержащими в себе немалое количество рисков, в том числе связанных с отчуждением ребенка от реальности.
Ключевые слова: традиция, игра, детская игра, система воспитания и образования, компьютерная игра, народная игра, татарская детская игра, нравственный характер, татарский язык, татарский фольклор.
FOLK GAME AND ITS EDUCATIONAL AND RAISING POTENTIAL
Yakovleva Elena Lyudvigovna, Dr. of Philos. Sci., Cand. of Cult. Sci., Prof., head of Philosophy and Socio-Political Sciences Department, Kazan Innovative University named after V. G. Timiryasov (IEML). Russia.
Keywords: tradition, game, children’s game, system of education and upbringing, computer game, folk game, Tatar children’s game, moral character, Tatar language, Tatar folklore.
The object of research is the identification of the specifics of folk children’s games of the Tatars. Being a component of a game as a cultural phenomenon, they were actively used in the processes of upbringing and education. Folk games were aimed at the formation of intellect, imagination, agility, physical and social traits. Teachers used various kinds of folk games (including verbal, intellectual, active and competitive) not only during the changes, but also during the educational process, updating it and promoting better mastering of the material and acquiring skills. The folk games helped to release the tension, introduced an element of relaxation and united the collective. These features have been updated in the present, where the daily routine of children is full of computer games containing a considerable number of risks, including those related to the alienation of a child from reality.
РАЗВИТИЕ И ПРИКЛАДНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СОЦИОГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
Зюкина Светлана Леонидовна, ст. преподаватель кафедры «Гостиничный и ресторанный бизнес», ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский экономический университет»: Россия, 191023, СанктПетербург, ул. Садовая, 21; аспирант, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»: Россия, 191186, г. Санкт-Петербург, Набережная реки Мойки, 48.
Тел.: (812) 602-23-13
E-mail: sveta_ha@list.ru
Аннотация. В статье дан анализ и характерные особенности информационного общества, пути его развития. Ведь роль информации огромна не только с экономической точки зрения. Несомненным является её роль в развитии науки. Именно информация дает толчок к развитию новых отношений в обществе, а также к появлению новых культурных связей. Но информация – основа не только для культурного и духовного роста, но и для прикладного искусства. В статье указаны основные методики экономического развития. Затронута формация культурных идей в прикладное искусство, и наоборот. Рассмотрено в тексте и такое явление, как креативная экономика, которая становится всё больше распространенной. В связи с этим появляются и новые требования к человеку, находящемуся в данном обществе. Поэтому продемонстрирована роль социогуманитарных наук и их прикладное значение для данного типа общества.
Ключевые слова: информационное общество, коммуникации, интеллект, знание, экономика впечатлений, экономика знаний, креативная экономика, социогуманитарные науки, экология.
DEVELOPMENT AND PRACTIVAL APPLICATION OF SOCIAL SCIENCES AND HUMANITIES IN INFORMATION SOCIETY
Zyukina Svetlana Leonidovna, postgraduate student, Herzen State Pedagogical University of Russia, Restaurant and Hotel Business Department, Saint Petersburg State University. Russia.
Keywords: information society, communications, intellect, knowledge, impression economy, knowledge economy, creative economy, social sciences and humanities, ecology.
The paper gives an analysis and characteristic features of the information society and ways of its development. The role of information is enormous not only from the economic point of view. Its role in the development of science is doubtless. It is information that gives impetus to the development of new relations in society, as well as to the emergence of new cultural ties. But information is the basis not only for cultural and spiritual growth, but also for applied art. The paper describes the main methods of economic development. The author touches upon the formation of cultural ideas in applied art, and vice versa. The phenomenon of the creative economy, which is becoming more common, is considered in the paper. In this regard, there are new requirements for a person who lives in a studied society. Therefore, the role of social sciences and humanities and their applied importance for this type of society is demonstrated.
К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ И ФИЛОСОФИИ МЕТОДА «ТОЧНО-В-СРОК»
Трифонов Владимир Александрович, канд. экон. наук, доцент, Юргинский технологический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»: Россия, 652055, Кемеровская обл., г. Юрга, ул. Ленинградская, 26.
Стрековцова Екатерина Александровна, аспирант, Юргинский технологический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»: Россия, 652055, Кемеровская обл., г. Юрга, ул. Ленинградская, 26.
Тел.: (384-51) 7-77-67
E-mail: v.trifonov@rambler.ru
Аннотация. Актуальность выбранной темы статьи определяется тем, что на сегодняшний день вопросы разработки, внедрения и совершенствования организации производства и управления качеством продукции в управлении организацией являются крайне важными и обусловливаются требованиями современного рынка. Качество продукции обеспечивается не только жестким выходным контролем всех этапов создания продукции, но и совершенствованием организации взаимодействия с поставщиками сырья, обеспечением точности и стабильности технологических процессов, а также хранением и отгрузкой готовой продукции. Как пример – использование в этой работе философии управления производством на основе метода «точно-в-срок» (Just-in-Time). Даны рекомендации по ограничению применения метода. Показан ряд важных и исторически сложившихся преимуществ метода, привлекающих внимание организаций, которые используют традиционный подход к производству продукции и услуг по отраслям народного хозяйства. Положения метода рассмотрены по отношению к российским организациям.
Ключевые слова: эффективность, качество, метод «точно-в-срок», организация, товарно-материальные запасы, производительность труда, конкурентоспособность, объем реализации.
ON THE QUESTION OF THE HISTORY OF DEVELOPMENT AND PHILOSOPHY OF “JUST-IN-TIME” METHOD
Trifonov Vladimir Aleksandrovich, Cand. Of Econ. Sci., Ass. Prof., Yurga Technological Institute (branch of Tomsk Polytechnic University). Russia.
Strekovtsova Eraketina Aleksandrovna, postgraduate student, Yurga Technological Institute (branch of Tomsk Polytechnic University). Russia.
Keywords: efficiency, quality, just-intime method, organization, inventory, labor productivity, competitiveness, sales volume.
The relevance of the chosen topic is determined by the fact that today the issues of development, introduction and improvement of production organization and product quality management in management of organizations are extremely important and are conditioned by the requirements of the modern market. Quality of products is ensured not only by strict output control of all stages of product development, but also by improving the organization of interaction with raw material suppliers, ensuring the accuracy and stability of technological processes, and storing and shipping finished products. As an example, this work uses the philosophy of production management based on “Just-in-Time” method. Recommendations for limiting the application of the method are given. A number of important and historically developed advantages of this method that attract the attention of organizations, which use the traditional approach to the production of the output and services by branches of the national economy are shown. The provisions of the method are considered with due regard to Russian organizations.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Галустов Роберт Амбарцумович, д-р пед. наук, профессор, профессор кафедры «Технология и дизайн», ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»: Россия, 352900, Краснодарский край, г. Армавир, ул. Розы Люксембург, 159.
Зеленко Наталия Васильевна, д-р пед. наук, профессор, почетный работник в сфере образования РФ, профессор кафедры «Технология и дизайн», ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»: Россия, 352900, Краснодарский край, г. Армавир, ул. Розы Люксембург, 159.
Зеленко Григорий Николаевич, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры «Технология и дизайн», ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»: Россия, 352900, Краснодарский край, г. Армавир, ул. Розы Люксембург, 159.
Тел. (861-37) 3-35-60
E-mail: rgalustov@mail.ru
Аннотация. В статье рассмотрены предпосылки и основные направления развития науки, техники и технологии. Выявлены научные, технико-технологические и социально-экономические основы развития технологического образования школьников. Сформулированы концептуальные основы развития технологического образования, предложены концептуальная идея, принципы и механизмы реализации технологического образования в Краснодарском крае. Обобщен опыт инновационного развития технологического образования школьников.
Ключевые слова: развитие техники и технологий, философия технологического образования, концептуальные основы, механизмы реализации.
CONCEPTUAL BASES FOR THE DEVELOPMENT OF TECHNOLOGICAL EDUCATION FOR SCHOOLCHILDREN
Galustov Robert Ambartsumovich, Dr. of Ped. Sci., Prof., Prof. of Technology and Design Department, Armavir State Pedagogical University. Russia.
Zelenko Nataliya Vasil’evna, Dr. of Ped. Sci., Prof., honored worker of education of the Russian Federation, Prof. of Technology and Design Department, Armavir State Pedagogical University. Russia.
Zelenko Grigory Nikolaevich, Cand. Of Ped. Sci., Ass. Prof., Ass. Prof. of Technology and Design Department, Armavir State Pedagogical University. Russia.
Keywords: development of methods and technologies, philosophy of technical education, conceptual bases, implementation mechanisms.
The paper considers the prerequisites and main directions of development of science, methods and technology; reveals the scientific, technical, technological and socioeconomic bases of the development of technological education for schoolchildren; formulates the conceptual bases of development of technological education; proposes conceptual ideas, principles and mechanisms of realization of technological education in Krasnodar Territory; summarizes the experience of innovative development of technological education for schoolchildren of the Krasnodar Territory.
МЕЖДУ МОДУСАМИ ДНЯ И АТРИБУТАМИ ВЕЧНОСТИ: ИДЕИ И ИСКАНИЯ БЕНЕДИКТА СПИНОЗЫ В СВЕТЕ ФИЛОСОФСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАШИХ ДНЕЙ
Коваленок Алексей Анатольевич, канд. филос. наук, преподаватель социально-гуманитарных дисциплин, ГБПОУ «Нижегородское художественное училище»: Россия, 603005, Нижний Новгород, ул. Варварская, дом 8/22.
Тел: (831) 419-42-40
E-mail: Kov9alenok@yandex.ru
Аннотация. В публикации автор на основе обобщения своего исследовательско-преподавательского опыта пытается реконструировать основные положения философии Б. Спинозы в виде, наиболее приемлемом для изложения студентам высшей школы, изучающим историю философии. Уточняются представления о пантеизме и монизме Спинозы, подчеркивается многогранность и многоаспектность его учения, неувядающая актуальность тем, которые он в своей концепции затрагивал: сущность и атрибуты Бога, соотношение религиозного и философского подходов к пониманию Бога, проблема соотношения Бога и мира, проблема философского метода и языка и их взаимоотношения с методами и языками других наук, проблема возникновения единичных эмпирических вещей из всеобщей субстанции (то есть все та же берущая свое начало со времен Античности вечная дихотомия единого и многого), проблема истины, сущность человека, свобода и необходимость как фундаментальные характеристики человеческого и социального бытия и их соотношение.
Ключевые слова: спинозоизм, монизм, пантеизм, субстанция, Бог, природа, модус и атрибут, рационализм, детерминизм, геометризм, необходимость и свобода.
BETWEEN THE MODES OF THE DAY AND ATTRIBUTES OF ETERNITY: IDEAS AND SEARCH OF BENEDICT SPINOZA IN THE LIGHT OF THE PHILOSOPHICAL EDUCATION OF OUR DAYS
Kovalenok Aleksey Anatol’evich, Cand. Of Philos. Sci., lecturer, Nizhny Novgorod Art School. Russia.
Keywords: Spinozism, monism, pantheism, substance, God, nature, mode and attribute, rationalism, determinism, geometrism, necessity and freedom.
The author, following on of summarizing his research and teaching practice, tries to reconstruct the basic propositions of B. Spinoza’s philosophy in the form most suitable for presentation to high school students studying the history of philosophy. The ideas of Spinoza’s pantheism and monism are specified, the multifaceted and multi-aspect nature of his teaching is emphasized. The unfading relevance of topics that he touched upon in his conception were: the essence and attributes of God, the correlation of religious and philosophical approaches to understanding God, the problem of the correlation of God and the world, the problem of the philosophical method and language and their relationship with the methods and languages of other sciences, the problem of the emergence of individual empirical things from the universal substance (that is, the same, originating from the times of the antique and the eternal dichotomy of common and more), the problem of truth, the essence of man, freedom and the need for the fundamental characteristics of human and social existence and their relationship.