НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - издательский дом

Switch to desktop

Главная

ВЕСТНИК РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ 01-2018

Полнотекстовая версия журнала

 

ПОЛИТОЛОГИЯ

 

КАТЕГОРИЯ «ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ»: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Ситнова Ирина Валерьевна, канд. социол. наук, доцент, ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»: Россия, 299053, г. Севастополь, ул. Университетская, 33.

Тел.: (869-2) 22-29-11

E-mail: i.sitnova2016@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматривается понятие «политическое преступление», даются оценки политическим действиям, позволяющие расценивать их как преступления, приводится типология личностей преступников. Политическое преступление рассматривается как психологический феномен, связанный с особенностями проявления стилей политического лидерства. На основании выявленных взаимосвязей, делается вывод о необходимости адекватной гражданской оценки политического преступления.

Ключевые слова: политическое преступление, стили политического лидерства, опасности политического стиля, преступное поведение, мотивация политического преступления.

CATEGORY «POLITICAL CRIME»: SOCIAL AND PSYCHOLOGICALEVALUATION AND MAIN CHARACTERISTICS

Sitnova Irina Valeryevna, Cand. Of Sociology, Ass. Prof., Sevastopol State University,Sevastopol, Russia.

The article deals with the notion of «political crime», evaluates political actions

that allow them to be regarded as crimes, and provides a typology of criminals’ personalities. Political crime is seen as a psychological phenomenon associated with the peculiarities of the manifestation of styles of political leadership. On the study of the revealed interrelations, a conclusion is drawn on the need for an adequate civil assessment of a political crime.

Keywords: political crime, styles of political leadership, dangers of the political style, criminal behavior, motivation of political crime.

 

 

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРАВА И ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ДАГЕСТАНА

 Воронина Татьяна Евгеньевна, канд. филос. наук, ФГБОУ ВО «Дагестан-

ский государственный университет»: Россия, 367000 Республика Дагестан,

г. Махачкала, ул. Гаджиева, 43а.

Тел.: (872-2) 68-23-26

E-mail: spasibo51@mail.ru

Аннотация.В Республике Дагестан функционируют 2405 религиозных объединений и организаций. Рассматривая коллективные права и этнические особенности дагестанских религиозных объединений, автор статьи обращает внимание на правовые аспекты вопроса, которые заключаются в контроле за осуществлением Закона о свободе совести, принятом в Республике Дагестан в 1997 г. Закон расширил религиозные свободы граждан, усилил влияние власти на этноконфессиональную жизнь на Северном Кавказе и в России. В Дагестане религиозные организации подразделяются на местные и республиканские. Особенностью этого закона является признание республиканской организацией религиозной организации, состоящей более чем из половины, но не менее чем из трех религиозных местных организаций соответствующего вероисповедания. В Дагестане не может быть зарегистрировано более одной республиканской религиозной организации одного и того же вероисповедания. Это объясняется спецификой этноконфессиональной обстановки в республике, поэтому внесение в закон нормы, которая бы запрещала создание исламской республиканской религиозной организации по национальному признаку, правомерно.

Ключевые слова: закон, государство, право, свобода совести, социальная реальность, конфессии, национальное самосознание.

COLLECTIVE RIGHTS AND ETHNIC FEATURES OF DAGHESTAN RELIGIOUS ASSOCIATIONS

 Voronina Tatyana Evgenyevna, Cand. of Philosophy, Dagestan State University, Makhachkala, Russia.

There are 2405 religious associations and organizations in the Republic of Dagestan. Considering the collective rights and ethnic peculiarities of the Dagestan religious associations, the author of the article draws attention to the legal aspects of the issue, which are related to the control over the implementation of the Law on Freedom of Conscience adopted in the Republic of Dagestan in 1997: The law expanded the religious freedoms of citizens, strengthened the influence of the authorities on ethnoconfessional life in the North Caucasus and in Russia. Dagestan religious organizations divide into local and republican (Article 10, paragraph 4). A characteristic feature of the Law of the Republic of Dagestan is the recognition by the republican organization of a religious organization consisting of more than half, but not less than three religious local organizations of the corresponding religion (Art. 10, Para. 4). In Dagestan, more than one republican religious organization of the same religion can not be registered. This is explained by the specifics of the ethno-confessional situation in the republic, so the introduction of a legal principle that would prohibit the creation of an Islamic republican religious organization on a national basis (Art. 10, Para. 6) is considered rightful.

Keywords: law, state, right, freedom of conscience, social reality, confessions, national identity.

 

 

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ КАК СУБЪЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ

Джумагулов Маметаип Джумагулович, Институт философии и политико-правовых исследований Национальной Академии Наук Кыргызской Республики: Кыргызская Республика, 720071, г. Бишкек, пр. Чуй 265а.

Асылбекова Назира Эмировна, ст. преподаватель кафедры «Экономика и управление», Институт философии и политико-правовых исследований Национальной Академии Наук Кыргызской Республики: Кыргызская Республика, 720071, г. Бишкек, пр. Чуй 265а.

Тел.: (312) 64-63-12

Е-mail: nasira-09@mail.ru

Аннотация. В статье описана роль политических институтов Кыргызской Республики, которые в процессе реализации в экологической стратегии на пути к устойчивому социально-культурному развитию общественных отношений представляются на основе деятельности экологических движений, всевозможных координационных органов и советов. Поэтому государство должно взять на себя роль координатора всей этой деятельности. Тем самым на основе изложенного материала статьи можно отметить, что целью политических институтов как субъектов экологической стратегии следует считать согласование способов функционирования и путей развития общественных подсистем государства в контексте возрастания возможностей отдельного человека (людей) и социумов в обеспечении устойчивого экологического благополучия. Также в данной статье рассмотрены задачи оптимизации экологической политики на государственном уровне, связанные с повышением роли политических институтов как субъектов экономической стратегии в обеспечении устойчивости социокультурного развития Кыргызстана.

Ключевые слова: политические институты, экологическая стратегия, устойчивое социально-культурное

развитие, природоохранная функция, экологические движения.

POLITICAL INSTITUTIONS AS AGENTS OF ENVIRONMENTAL STRATEGY IN PROVIDING SUSTAINABLE SOCIAL AND CULTURAL DEVELOPMENT

Dzhumagulov Mametaip Dzhumagulovich, Institute of Philosophy, Sociology and

Politology NAS of Kyrgyz Republic, Bishkek, Kyrgyz Republic.

Asylbekova Nazira Emirovna, Senior lecturer, Institute of Philosophy, Sociology and Politology NAS of Kyrgyz Republic, Bishkek, Kyrgyz Republic.

The article describes the role of the Kyrgyz Republic political institutions, which are represented by the activities of environmental movements, various coordinating bodies and councils in the process of implementation in the environmental strategy on the way to sustainable social and cultural development of social relations. Therefore, the state should assume the role of coordinator of all this activity. Thus, with the regard of the above material of the article, it can be noted that the aim of political institutions, as subjects of the environmental strategy, should be to harmonize the ways of functioning and the ways of development of the social subsystems of the state in the context of increasing opportunities for an individual (people) and societies in achieving sustainable environmental well-being. Also, the problems of optimization of state environmental policy, related to the increasing role of political institutions as subjects of the economic strategy in ensuring the sustainability of the socio-cultural development of Kyrgyzstan, are considered in this article.

Keywords: political institutions, environmental strategy, sustainable socio-cultural development, sustainable development, environmental function, environmental movements.

 

 

ПРАВО И РЕЛИГИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Канищев Кирилл Валерьевич, аналитик, ООО «Консалтинговая Компания Кислород», магистр, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»: Россия, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, 20.

Тел.: (495) 771-32-32

E-mail: kanishchev95@inbox.ru

Аннотация. Непрерывный процесс глобализации общества во всем мире неминуемо затронул как право, так и религию. Вместе с тем современная наука уделяет недостаточное внимание принципу независимости этих важных общественных сфер, вследствие чего данная проблема все еще остается недостаточно исследованной. Кроме того, актуальность данной темы детерминирована большим количеством разногласий, возникающих в ходе отношений государства и религиозных объединений в рамках реализации такого важного конституционального принципа, как светское государство. В статье рассмотрены основные особенности и проблемы взаимодействия права и религии со времен Мартина Лютера до наших дней, обозначены различные варианты подхода к понятию «светское государство», проанализированы ключевые философские мысли о его характеристиках, указаны проблемы развития представленных идей, а также продемонстрирована возможность современной реализации данного принципа.

Ключевые слова: право, религия, светское государство, духовная власть, демократия.

LAW AND RELIGION: HISTORICAL AND MODERN PROBLEMS

Kanishchev Kirill Valeryevich, magister, National Research University “Higher School of Economics”, Moscow, Russia.

The continuous process of globalization of society throughout the world inevitably affected both the law and religion. At the same time, modern science pays insufficient attention to the principle of independence of these important social spheres, as a result of which this problem still remains insufficiently investigated. In addition, the relevance of this topic is determined by a large number of disagreements arising in the course of relations between the state and religious associations in the context of implementation of such an important constitutional principle as a secular state. The article discusses the main features and problems of the interaction of law and religion from the time of Martin Luther to the present day, different variants of approach to the notion of «secular state» are outlined, key philosophical thoughts about its characteristics are analyzed, problems of the development of presented ideas are indicated, and the modern possibility to actualize this principle is displayed.

Keywords: law, religion, secular state, spiritual power, democracy.

 

ФИЛОСОФИЯ

 

СОЦИАЛЬНОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР СФОРМИРОВАННЫХ ЭТНИЧЕСКИХ УСТАНОВОК МОЛОДЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ТУВИНСКОЙ, ХАКАССКОЙ И РУССКОЙ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП

Пфау Татьяна Вильевна, канд. психол. наук, доцент, доцент кафедры «Психология», ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова»: Россия, 655000, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Ленина, 90.

Семенова Екатерина Дмитриевна, педагог-психолог, МБОУ «СОШ № 25», ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова»: Россия, 655000, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Ленина, 90.

Монгуш Чочогай Николаевна, канд. психол. наук, доцент, зав. кафедры «Психология», ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет»: Россия, 667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ленина, 36.

Тел.: (390-2) 24-30-18

E-mail: pfau.tv@gmail.com

Аннотация. В статье изучаются этнические установки молодых представителей трех этнических групп по отношению к своей и чужой группам. При этом особое внимание уделяется влиянию фактора социального доминирования на сформированные этические установки как групп меньшинств, так и групп этнического большинства на примере двух республик – Тывы и Хакасии. Использованы две психодиагностические методики, методы математической статистики – однофакторный дисперсионнный анализ. Результаты исследования показали, что авто- и гетеростереотипы больше склонны формировать представители групп этнического большинства, в данном случае – это молодые представители тувинской и русской этнических групп. Молодые представители этнического меньшинства – представители хакасской этнической группы – менее склонны к формированию этнических установок и этнических стереотипов по отношению к другим народам (гетеростереотипы) и по отношению к своей этнической группе (автостереотипы).

Ключевые слова: этническая группа, этнические стереотипы, втостереотипы, гетеростереотипы, этноцентризм, этническая толерантность.

SOCIAL DOMINATION AS FACTOR OF THE SHAPED ETHNIC ATTITUDES OF THE TUVAN, KHAKASS AND RUSSIAN ETHNIC GROUPS’ YOUNG REPRESENTATIVES

Pfau Tatyana Vilyevna, Cand. of Psychology, Ass. Prof., Khakass State University, Abakan, Russia.

Semenova Ekaterina Dmitrievna, teacher-psychologist, Khakass State University,

Abakan, Russia.

Mongush Chochogay Nikolaevna, Cand. of Psychology, Ass. Prof., Tyva State University, Tyva, Russia.

The article examines ethnic attitudes of young representatives of three ethnic groups in relation to their own and others’ groups. At the same time, special attention is paid to the influence of the factor of social dominance on ethical attitudes, both minority groups and ethnic majority groups, exemplified by two republics of Tyva and Khakassia. There were used two psychodiagnostic methods and a method of mathematical statistics – one-way analysis of variance. The results of the research showed that representatives of ethnic majority groups are more inclined to form auto – and hetero-stereotypes: in this case they are young representatives of Tuvan` and Russian ethnic groups. Young representatives of the ethnic minority – representatives of the Khakass ethnic group – are less inclined to form ethnic attitudes and ethnic stereotypes towards other peoples (heterostereotypes) and in relation to their ethnic group (autostereotypes).

Keywords: ethnic group, ethnic stereotypes, autostereotypes, heterostereotypes, ethnocentrism, ethnic tolerance.

 

 

АРИСТОТЕЛЬ В МЫШЛЕНИИВЛАДИМИРА БИБИХИНА

Богатов Михаил Александрович, канд. филос. наук, доцент кафедры «Теоретическая и социальная философия», ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевскогo»: 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

Тел.: (845-2) 26-16-96

E-mail: m_bogatov@mail.ru

Аннотация. Статья посвящается обращению философа Владимира Бибихина (1938–2004) к наследию Аристотеля. Владимир Бибихин является не только переводчиком множества текстов современных философов (Хайдеггера и Витгенштейна) на русский язык, но также блестящим знатоком античности. Более того, своей философией он предлагает самостоятельный (скажем, по отношению к Хайдеггеру или Гадамеру) проект актуализации античной философии в наше время. Само это обращение рассматривается по двум основным рубрикам. Во-первых, Бибихин выступал в качестве комментатора и редактора переводов Аристотеля на русский язык; в этом отношении он по-своему ставил задачи актуализирующего прочтения и интерпретации мысли Стагирита в пространстве современной философии. Во-вторых, в своих авторских лекционных курсах (мы обращаемся лишь к некоторым из них – «Лес», «Энергия», «Пора») он привлекал исследования Аристотеля к решению современных проблем, настаивая на том, что современная мысль значительно сузила степень радикальности собственных решений – в сравнении с широтой охвата мысли аристотелевской. В этом смысле нам следует еще только переоткрыть в будущем смелость и глубину Аристотеля.

Ключевые слова: Владимир Бибихин, Аристотель, энергия, вопрос о бытии, интерпретация, Хайдеггер.

ARISTOTEL IN VLADIMIR BIBIKHIN’S REFLECTION

Bogatov Mikhail Aleksandrovich, Cand. of Philosophy, Ass. Prof., Saratov State University, Saratov, Russia.

The paper is devoted to a philosopher Vladimir Bibikhin’s (1938–2004) referring to Aristotle’s heritage. V. Bibikhin is famous for translating many works of modern philosophers (e.g. M. Heidegger, L. Wittgenstein) to Russian as well as for his deep knowledge of antiquity. He pointed out the importance of considering the ideas of classical philosophers while analysing works of modern philosophers (e.g. M. Heidegger, H.-G. Gadamer). The suggested approach unfolds in two ways. First, V. Bibikhin edited and commented on translations of Aristotle’s works in Russian, one of his objectives being the careful reading and interpretation of Aristotle’s works in the context of modern philosophy. Then, in his works (e.g. “Forest”, “Energy”, and “Time”) he referred to Aristotle’s ideas for answering modern questions. He argued that modern philosophical thought suggested less radical solutions in comparison with Aristotle. In this regard, we have to rediscover Aristotle, his bravery and depth.

Keywords: Vladimir Bibikhin, Aristotle, the energy, the question of existence, interpretation, Heidegger.

 

 

СТОИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ЗНАКЕ В ГОРИЗОНТЕ ЭТИКИ

Колесников Илья Дмитриевич, аспирант, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевскогo »: 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

Тел.: (845-2) 26-16-96

E-mail: kolesnikovid@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается связь стоического учения о знаке с идеалами стоической этики. Введенное деление на вещь, знак и смысл служит основанием для отношения к вещам как к тому, что лишено смысла в себе. Соглашение на представление (синкататезис) в полной мере раскрывает этическое обоснование логики стоиков. Логика, таким образом, не является лишь фундаментом для этики, но следует за ней и дает ей обоснование.

Ключевые слова: стоицизм, знак, логика, синкататезис, вещь, предикат.

STOIC DOCTRINE OF SIGNS IN THE ETHICS HORIZONS

Kolesnikov Ilya Dmitrievich, postgraduate student, Saratov State University, Saratov, Russia.

The article deals with the connection of the Stoic doctrine of the sign with the Stoic ethics ideals. The introduction of a division into a thing, a sign and a meaning constitute grounds for treating things as what is meaningless in itself. The agreement on representation (syncatathesis) fully reveals the ethical grounding of the Stoics logic. Therefore, logic is not only a foundation for ethics, but follows it and gives it a rationale.

Keywords: stoicism, sign, logic, syncatathesis, thing, predicate.

 

ТРАНСФОРМАЦИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Дыжин Сергей Евгеньевич, аспирант, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевскогo»: 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

Тел.: (845-2) 26-16-96

E-mail: sdyzhin@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются изменения процессов, связанных с миграцией населения в современном глобализирующемся обществе. Автор из анализа ряда сделанных исследователями определений понятия «миграция» выделяет основные (концептуальные) основы процесса и рассматривает их реализацию в условиях глобализации. Из анализа современных работ по исследованию миграции автор выделяет новые тенденции и подходы к рассмотрению данного явления. При этом автор обосновывает, что миграция – это традиционная форма социального существования, и указывает, что глобализация придала миграционным потокам новый мощный импульс, но не стала причиной их появления.

Ключевые слова: миграция, глобализация, общество, индивид, конфликт, культура.

TRANSFORMATION OF MIGRATION PROCESSES IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION: SOCIAL AND PHILOSOPHICAL ANALYSIS

Dyzhin Sergey Evgenyevich, postgraduate student, Saratov State University, Saratov, Russia.

The article deals with the changes in the processes associated with population migration in the modern globalizing society. The author highlights the basic (conceptual) foundations of the process analyzing a number of definitions of the concept of “migration” made by researchers, and considers their implementation in the context of globalization. From the analysis of modern works on the study of migration, the author highlights new trends and approaches to the consideration of this phenomenon. At the same time, the author substantiates that migration is a traditional form of social existence, and he points out that globalization has given migration flows a new powerful impetus, but did not cause them to appear.

Keywords: migration, globalization, society, individual, conflict, culture.

 

 

 

ЭКЗОТИКА МОРАЛЬНОГОИДЕАЛА «КЕРОГЛУ»

Иваненко Алексей Игоревич, канд. филос. наук, доцент кафедры «История, философия и культурология», Высшая школа технологии и энергетики, ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна: Россия, 191186, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 18.

Тел.: (812) 315-75-25

E-mail: iwanenkoalexy@hotmail.com

Аннотация. В статье исследуется моральный идеал эпоса «Кероглу». Сам эпос трактуется как выражение духовных ценностей тюркского региона – составной части исламской (ближневосточной) цивилизации. Моральный идеал «Кероглу» экзотичен, поскольку он отличается как от европейской, так и от китайской традиции. В частности, он отрицает ценности мудрости и человечности, провозглашая безумство и храбрость, которая может доходить до озверелости. Вместе с тем эти ценности являются проявлением ценностей силы, любви и красоты. Интересным представляется постулирование иерархии моральных субъектов, где ближнему кругу друзей противопоставляется дальний круг. Это может служить средством против отчужденности индивидов современного глобального общества.

Ключевые слова: исламская философия, азербайджанская философия, тюркская философия, «Кероглу», философская география.

EXOTICS OF THE “KÖROĞLU” MORAL IDEAL

Ivanenko Aleksey Igorevich, Cand. of Philosophy, Ass. Prof., Higher School of Technology and Energy of Saint Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, Saint Petersburg, Russia.

The article is devoted to the examining of “Köroğlu” epic moral ideal. This narrative is considered an explication of spiritual values of the Turkic region – an integral part of the Islamic (Middle East) civilization. “Köroğlu” moral ideal is exotic: it differs from the Western tradition as well as the Chinese one. For example, it denies such values as wisdom and humanity, proposing madness and courage, which can amount to brutality. At the same time, these values include strength, love and beauty. Postulated hierarchy of moral subjects, where friends are distinguished from other people, is also of some interest. It can be considered a remedy against alienation of individuals in the contemporary global society.

Keywords: Islamic philosophy, Azerbaijan philosophy, Turkic philosophy, “Köroğlu”, philosophical geography.