ПОЛИТИКА И РЕЛИГИЯ
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ДИСКРИМИНАЦИИ УПЦ МП В УКРАИНЕ В ПЕРИОД 2014–2017 гг.
Рогатина Елена Сергеевна, аспирант, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»: Россия, 420008, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, 18.
Тел.: (843) 292-69-77
E-mail: Hellenro@rambler.ru
Аннотация. В данной статье проанализированы факты давления на самую крупную конфессию в Украине – Украинскую православную церковь Московского патриархата во время социально-политического кризиса. На основе фактического материала в статье представлена периодизация дискриминации УПЦ МП в период 2014–2017 гг. В результате исследования выявлено, что дискриминация УПЦ МП проводилась со стороны центральных и местных органов власти, законодательной власти, правоохранительных органов, праворадикальных партий и организаций, религиозных организаций и средств массовых информаций. В зависимости от того как менялся характер давления на УПЦ МП на протяжении всего рассматриваемого периода, было выделено четыре периода дискриминации. Указанные периоды наглядно показывают, что дискриминация в отношении УПЦ МП носит целенаправленный характер и стала одним из векторов внутренней политики Украины.
Ключевые слова: религия, дискриминация, Украина, УПЦ МП, социально-политический кризис, православная церковь.
PERIODIZATION OF DISCRIMINATION OF THE UOC-MP IN UKRAINE IN 2014-2017
Rogatina Elena Sergeevna, Post-graduate student, Kazan Federal University, Kazan, Russia.
Abstract. This article analyzes the facts of pressure on the largest confession in Ukraine - the Ukrainian Orthodox Church of the Moscow Patriarchate - during the socio-political crisis. On the basis of factual material, the article presents the periodization of the UOC-MP discrimination in the period 2014-2017. The study revealed that the discrimination of the UOC-MP was carried out by central and local authorities, legislative authorities, law enforcement agencies, right-wing radical parties and organizations, as well as religious organizations and mass media. Depending on how the pressure character on the UOC-MP changed during the entire period under consideration, four periods of discrimination were detected. These periods clearly show that discrimination against the UOC-MP is purposeful and it has become one of the vectors of the Ukraine's domestic policy.
Keywords: religion, discrimination, Ukraine, UOC-MP, social and political crisis, Orthodox Church.
ГЕОПОЛИТИКА
СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ В ХХI в.: ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС
Даховник Людмила Леонидовна, канд. полит. наук, доцент кафедры «История», ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»: Россия, 299053, г. Севастополь, ул. Университетская, 33.
Тел.: (8692) 43-52-92
E-mail: nir_2015@inbox.ru
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению геополитических аспектов развития современного Средиземноморья. Автором рассмотрены ключевые особенности значения региона с точки зрения интересов глобальных и региональных геополитических игроков. Акцентируется внимание на транзит энергоресурсов, их роль и влияние на мировую экономику, национальные интересы и экономические проблемы государств. Проанализированы такие проблемы, как приток будущего транспортного развития региона, конфликтогенность ввиду столкновения различных культур, религий и исторических особенностей политических систем, а также существующая проблема неконтролируемого потока беженцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки. В статье рассматриваются позиции в отношении региона таких акторов как Европейский Союз, Россия и Турция. Делаются выводы о возможных будущих формах участия заинтересованных государств в геополитическом развитии рассматриваемого пространства.
Ключевые слова: Средиземноморье, геополитика в регионе, евразийские акторы.
MEDITERRANEAN IN THE 21 CENTURY: GEOPOLITICAL DISCOURSE
Dakhovnik Liudmila Leonidovna, Cand. of Polit. Sci., Ass. Prof., Sevastopol State University, Sevastopol, Russia.
Abstract. The article is devoted to the geopolitical aspects of the contemporary Mediterranean development. The author considers the key features of the region's significance in terms of the global and regional geopolitical players’ interests. Emphasis is placed on the transit of energy resources, their role and influence on the world economy, on the national interests and on the economic problems of the states. Problems such as the inflow of the future transport development of the region, conflicts due to the clash of different cultures, religions and historical features of political systems, as well as the current problem of the uncontrolled flow of refugees from the countries of the Middle East and North Africa are analyzed. The article examines the positions of such actors as the European Union, Russia and Turkey towards the region. Conclusions are made about possible future forms of participation of interested states in the geopolitical development of the territory in question.
Keywords: Mediterranean, geopolitics in the region, Eurasian actors.
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ УТОПИИ КАК ВОСПИТАНИЯ ЖЕЛАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ОТВЕТСТВЕННОГО (ГЛУБИННОГО) МЫШЛЕНИЯ
Смирнова Юлия Дмитриевна, канд. филос. наук, ст. преподаватель кафедры «Религиоведение», ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»: Россия, 420008, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, 18.
Тел.: (843) 238-56-30
E-mail: myphilosophy@mail.ru
Аннотация. Статья представляет собой рассуждение о необходимости глубинного ответственного мышления. На примере религии и утопии осуществляется попытка демонстрации последствий поверхностного понимания многих понятий. Отсутствие глубины выворачивает понятия наизнанку, трансформирует изначальное смысловое содержание и, тем самым, подменяет одно понятие с другим. С учетом поставленной нами задачи, основными методами основными методами исследования были традиционные для социально-гуманитарных работ общенаучные методы: феноменологический, метод единства исторического и логического в познании, системный подход. В ходе исследования было обнаружено как минимум два пласта обоих явлений: у религии это реальный религиозный опыт и катехизис, у утопии – «воспитание желания» и утопизм. Можно резюмировать, что глубина или поверхность в отношении объекта размышления есть проекция глубины размышляющего субъекта.
Ключевые слова: социальная утопия, «воспитание желания», «глубинное» мышление, социальное бытие, религиозный опыт.
SOCIAL AND PHILOSOPHICAL CONCEPT OF UTOPIA AS THE EDUCATION OF DESIRE THROUGH RESPONSIBLE (DEEP) THINKING
Smirnova Yuliya Dmitriyevna, Cand. of Philosophy, Senior Lecturer, Kazan Federal University, Kazan, Russia.
Abstract. The article is a reasoning upon the need for deep, responsible thinking. On the example of religion and utopia, an attempt is made to demonstrate the consequences of a superficial understanding of many concepts. The absence of depth turns the concepts inside out, transforms the original semantic content and, thereby, replaces one concept with another. Taking into account the task set by us, the basic methods of research were traditional general methods for social and humanitarian work: phenomenological, a method of historical and logical unity in cognition, a systematic approach. During the study, at least two layers of both phenomena were discovered: religion has a real religious experience and a catechism, Utopia has "education of desire" and utopianism. It can be summarized that the depth or surface with respect to the object of reflection is the projection of the reflecting subject’s depth.
Keywords: social utopia, ‘education of desire’, ‘deep’ thinking, social being, religious experience.
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВЛИЯНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ НА СОЦИАЛЬНУЮ ЭВОЛЮЦИЮ
Гончарова Анастасия Вячеславовна, аспирант, ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет»: Россия, 672039, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30.
Тел.: (3022) 41-64-44
E-mail: goncharishen@yandex.ru
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению основных закономерностей влияния человеческих способностей на социальную эволюцию. Существует множество закономерностей, подтверждающих влияние способностей на направление и скорость социальной эволюции. Каждая закономерность указывает на условия, уровень развития жизни общества, отношения. При этом основной закономерностью является сам человек и его способности. На основе теоретического анализа выявлен ряд закономерностей: объединение людей в общество; усложнение структуры общества; возвышение потребностей и возвышение деятельности по удовлетворению этих потребностей; ограниченность местообитания человека, требующая большего количества способностей для его жизнедеятельности; влияние интеллекта; генетическое разнообразие людей; прогрессирование социальной эволюции благодаря творческим способностям. Представленные автором закономерности подтверждают и доказывают значение человеческих способностей и их влияние на социальную эволюцию.
Ключевые слова: закономерность, способности, социальная эволюция, общество, развитие, интеллект, генетическое разнообразие.
THE MAIN REGULARITIES OF ABILITIES’ INFLUENCE ON THE SOCIAL EVOLUTION
Goncharova Anastasiya Viacheslavovna, Post-graduate student, Trans-Baikal State University, Chita, Russia.
Abstract. The article is devoted to the consideration of the main regularities of the human abilities’ influence on the social evolution. There are many regularities that confirm the influence of abilities on the direction and speed of social evolution. Each regularity indicates the conditions, the level of development of society's life, and the relations. In this case, the main regularity is the human himself and his abilities. On the basis of theoretical analysis, a number of regularities have been revealed: the unification of people into society; complicating the structure of society; the exaltation of needs and the elevation of activities to meet these needs; the limited habitat of a person, which requires more abilities for his life; the influence of the intellect; genetic diversity of people; the progress of social evolution through creative abilities. The regularities presented by the author confirm and prove the significance of human abilities and their influence on social evolution.
Keywords: regularity, abilities, social evolution, society, development, intellect, genetic diversity.
ЭТИКА И ЭСТЕТИКА
ВКЛАД Ч. ДАРВИНА И Г. СПЕНСЕРА В СТАНОВЛЕНИЕ УЧЕНИЯ ОБ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ЭТИКЕ
Жуков Юрий Геннадьевич, аспирант, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова»: Россия, 119991, г. Москва, Ленинские горы, 1.
Тел.: (495) 939-10-00
E-mail: mr.zhu-zhu@yandex.ru
Аннотация. В рамках эволюционно-эпистемологической парадигмы в статье рассматривается проблема возникновения морали в концепциях Г. Спенсера и Ч. Дарвина. Анализ работы Г. Спенсера позволяет обобщить феномены повседневного морального опыта как высшие проявления адаптивной способности живого существа. В своей работе Г. Спенсер дает подробное описание происхождения морального поведения. Важный аспект в решении данного вопроса это отвержение сверхприродного и сверхразумного начала, объясняющего происхождение морали. Также в статье рассмотрена точка зрения Ч. Дарвина, дополняющая позицию Г. Спенсера. Ч. Дарвин показывает, что социальные инстинкты, служащие для общего блага группы у животных, могут преобразовываться в нравственные заповеди у человека и регулируют его поведение, формируя у него такое социальное чувство как совесть. Таким образом, эволюционное понимание морали как адаптивной способности дополняется пониманием ее как социального регулятора жизни общества.
Ключевые слова: эволюционная этика, социальный инстинкт, происхождение морали, Иммануил Кант, Чарльз Дарвин, Герберт Спенсер. эволюция, общество, заповеди, нравственность, сверхприродное.
C. DARWIN’S AND H. SPENCER’S CONTRIBUTION TO THE FORMATION OF THE EVOLUTIONARY ETHICS DOCTRINE
Zhukov Yuriy Gennadyevich, Post-graduate student, Moscow State University, Moscow, Russia.
Abstract. The article deals with the problem of the emergence of morality in the concepts of Herbert Spencer and Charles Darwin in the framework of the evolutionary-epistemological paradigm. The analysis of H. Spencer’s work allows us to generalize the phenomena of everyday moral experience as the highest manifestations of the adaptive ability of a living being. In his work H. Spencer gives a detailed description of the moral behavior’s origin. An important aspect in solving this issue is a rejection of a supernatural and super-intelligent principle, explaining the origin of morality. Also, the article examines Charles Darwin’s point of view, complementing the position of H. Spencer. Darwin shows that social instincts, serving for the common good of group animals, can be transformed into moral commandments in humans and regulate their behavior, forming in them such a social feeling as conscience. Thus, the evolutionary understanding of morality as an adaptive capacity is supplemented by an understanding of it as a social regulator of the society's life.
Keywords: evolutionary ethics, social instinct, the origin of morality, Immanuel Kant, Charles Darwin, Herbert Spencer, evolution, society, commandments, morality, super-natural.
ДИАЛОГ МЕЖДУ ИСКУССТВОМ И ВЛАСТЬЮ: АССИМЕТРИЯ ПОЗИЦИЙ
Богатов Михаил Александрович, канд. филос. наук, доцент кафедры «Теоретическая и социальная философия», ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Тел.: (845-2) 26-16-96
E-mail: m_bogatov@mail.ru
Аннотация. В данной статье рассматривается отношение искусства и власти, представленное в виде диалога. Последовательно разбираются аспекты самостоятельности участников данного диалога, их зависимости друг от друга, а также ситуация, в которой один из участников имитирует присутствие другого собственными средствами. Со стороны искусства последнее имеет место в антиутопии, со стороны государства – в отправлении художественной политики (политика искусства). В конце статьи подводится итог, фиксирующий принципиальную ассиметрию участников данного отношения.
Ключевые слова: искусство, власть, политика, государство, Платон, Рансьер, Агамбен, Сартр, Бодлер, Флобер.
DIALOGUE BETWEEN ART AND POWER: THE ASYMMETRY OF POSITIONS
Bogatov Mikhail Aleksandrovich, Cand. of Philosophy, Ass. Prof., Saratov State University, Saratov, Russia.
Abstract. This article examines the relationship between art and power, presented in the form of a dialogue. Consistently the aspects of the dialogue participants’ independence are analyzed, as well as their dependence on each other, and the situation in which one of the participants imitates the presence of the other by their own means. On the part of art, the latter takes place as an anti-utopia, and on the part of the state as the administration of artistic policy (policy of art). At the end of the article, a conclusion is drawn, asserting the principal asymmetry of the relationship participants.
Keywords: art, power, politics, state, Plato, Rancière, Agamben, Sartre, Baudelaire, Flaubert.
ОНТОЛОГИЯ
«ТЕХНИКА» М. ХАЙДЕГГЕРА И «МЕТРИКА» В. В. БИБИХИНА: НЮАНСЫ ЭПОХИ
Павлова Дарья Александровна, магистрант, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Тел.: (845-2) 26-16-96
E-mail: darialpavlova@gmail.com
Аннотация. В статье рассматривается «техника» Хайдеггера. Под ней, несмотря на желаемый эффект, понимается нечто другое, что описывается Хайдеггером и нами далее в том числе в контексте Бибихина, продолжавшего философскую мысль Хайдеггера, облекая ее в свои собственные категории, например, «Лес» и показывая особость мышления техники в ином ключе.
Ключевые слова: Хайдеггер, Бибихин, техника, метрика, мышление.
HEIDEGGER’S ‘TECHNIQUE’ AND BIBIKHIN’S ‘METRIC’: THE NUANCES OF THE ERA
Pavlova Darya Aleksandrovna, Graduate student, Saratov State University, Saratov, Russia.
Abstract. The article considers Heidegger's ‘technique’. In spite of the desired effect, something different is meant by it, that is described by Heidegger and us further, including the context of Bibikhin, who continued Heidegger's philosophical thought, wrapping it in his own categories, for example, "Forest" and showing the specialness of the ‘technique’ thinking in a different way.
Keywords: Heidegger, Bibikhin, technique, metrics, thinking.
СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ФИЛОСОФИИ
ВЛИЯНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЧЕЛОВЕКА НА ФОРМИРОВАНИЕ МЕНТАЛИТЕТА
Гончарова Анастасия Вячеславовна, аспирант, ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет»: Россия, 672039, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30.
Тел.: (3022) 41-64-44
E-mail: goncharishen@yandex.ru
Аннотация. Актуальность темы исследования обусловлена тенденциями современного мирового общества, в результате которых изменяются способности и ценностные ориентации. Цель данной статьи рассмотреть некоторые причины становления менталитета и его изменения в ходе эволюции. Предполагается, что ценностные ориентации и человеческие способности находятся в тесной взаимосвязи и влияют на формирование менталитета. Изменение менталитета современного общества становится главным условием социальной эволюции. Менталитет прямым образом влияет на социальные институты и все сферы жизнедеятельности общества. В данной статье приведены результаты исследований, которые подтверждают предложенную автором точку зрения. Во-первых, теоретический анализ понятий: способности, ценностные ориентации, менталитет. Во-вторых, проведение анкетирования среди студенческой молодежи. Исследование проводилось на базе Забайкальского государственного университета, которое позволило выявить ценностные ориентиры девушек и юношей.
Ключевые слова: менталитет, человеческие способности, ценностные ориентации, цивилизация, анальный, мышечный, уретральный, адаптация, приспособление.
THE INFLUENCE OF HUMAN ABILITIES AND VALUES ON THE MENTALITY FORMATION
Goncharova Anastasiya Viacheslavovna, Post-graduate student, Trans-Baikal State University, Chita, Russia.
Abstract. The relevance of the research topic is conditioned by the tendencies of modern world society, as a result of which abilities and value orientations are changing. The purpose of this article is to consider some of the reasons for the mentality formation and mental changes in the course of evolution. It is assumed that the value guidelines and human abilities are in close interrelation and both influence the formation of the mentality. Change in the mentality of modern society becomes the main condition for the social evolution. Mentality directly affects social institutions and all spheres of the society. This article presents the results of studies that support the author's point of view. First, a theoretical analysis of concepts: abilities, value guidelines, mentality – is given. Secondly, a questionnaire among students was conducted. The study was carried on the basis of the Trans-Baikal State University and allowed revealing the value orientations of the young people.
Keywords: mentality, human abilities, value guidelines, civilization, anal, muscular, urethral, adaptation, coaptation.
ПАЙДЕЙЯ В ПОЗДНЕЙ АНТИЧНОСТИ: УЧЕНОСТЬ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ
Колесников Илья Дмитриевич, аспирант, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»: 410012, г. Саратов, ул. Астра ханская, 83.
Тел.: (845-2) 26-16-96
E-mail: kolesnikovid@mail.ru
Аннотация. Данная работа посвящена проблеме учености в античности. В эпоху эллинизма философия определялась через приверженность философским школам и ограничивалась деятельной жизнью (этикой). Ученость времен позднего эллинизма и Римской империи наследовала vita contemplativa, созерцательную жизнь: она предполагала досуг, образованность и словесность. Это явление подвержено упреку в отсутствии поступка, однако такая форма созерцательной жизни дала уникальное явление свободной мысли.
Ключевые слова: vita contemplativa, ученость, досуг, античность, эллинистическая философия.
PAIDEIA IN LATE ANTIQUITY: SCHOLARSHIP AS A WAY OF LIFE
Kolesnikov Ilya Dmitriyevich, Postgraduate student, Saratov State University, Saratov, Russia.
Abstract. This work is devoted to the problem of scholarship in antiquity. In the era of Hellenism, philosophy was defined through adherence to philosophical schools and was limited to active life (ethics). The scholarship of the late Hellenistic times and that of the Roman Empire inherited the vita contemplativa, a contemplative life: it presupposed leisure, education and literature. This phenomenon is subject to reproach in the absence of action, but this form of contemplative life gave a unique phenomenon of free thinking.
Keywords: vita contemplativa, scholarship, leisure, antiquity, Hellenistic philosophy.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
РЕЙТИНГ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА: РЕАЛЬНОСТЬ И ИЛЛЮЗИИ
Черных Сергей Иванович, д-р филос. наук, доцент, зав. кафедрой «Философия», ФГБОУ ВО Новосибирский государственный аграрный университет: Россия, 630039, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 160.
Тел.: (383) 267-38-11
E-mail: 2560380@ngs.ru
Аннотация. Статья посвящена вопросу эффективности деятельности вуза. В качестве индикаторов эффективности рассматриваются рейтинговые показатели и собственно иерархия вузов по их эффективности. Показано, что многие рейтинговые коэффициенты не отражают действительной эффективности в силу субъективного фактора при выборе индикаторов. Если университет направляет все усилия на достижения рейтинговых показателей, то это создает лишь иллюзию его успешности. Напротив, иерархические отношения, определяемые объективными показателями, могут нивелировать этот негатив. Реально мы сегодня имеем инверсию в борьбе за качество образования, превращая последнее (в погоне за формальными показателями) в имитационную практику. Утверждается, что качество работы вуза должно определяться востребованностью выпускников на рынке труда и наличием собственных научных школ, а также более совершенной технологизацией учебного процесса. Это требует частичного отказа от рейтинговой системы и разработки новой схемы оценки качества обучения и эффективности деятельности вуза.
Ключевые слова: рейтинг вузов, иерархия вузов, инверсия, качество образования, эффективность обучения.
RATING AS AN INDICATOR OF THE UNIVERSITY EFFECTIVENESS: REALITY AND ILLUSIONS
Chernykh Sergey Ivanovich, Dr. of Philosophy, Ass. Prof., Novosibirsk State Agrarian University, Novosibirsk, Russia.
Abstract. The article is devoted to the issue of the university effectiveness. As indicators of effectiveness, the rating indexes and the hierarchy of higher education institutions according to their effectiveness are considered. It is shown that many rating coefficients do not reflect the actual effectiveness due to the subjective factor when choosing indicators. If the university directs all efforts to achieve the rating indicators, only the illusion of success takes place. On the contrary, hierarchical relations determined by objective indicators can neutralize this negative trend. In fact, today we have an inversion in the struggle for the education quality, turning the latter into imitation practice (pursuing formal indicators). It is asserted that the quality of the university’s activity should be determined by the demand for its graduates at the labor market and the presence of their own scientific schools, as well as an improved technology of the educational process. This requires a partial refusal of the rating system and the development of a new scheme for assessing the education quality and the university effectiveness.
Keywords: rating of the universities, hierarchy of universities, inversion, quality of education, efficiency of training.